Решение по жалобе ООО Строительная компания "Конкурент"

Сфера деятельности: Контроль госзакупок
Номер дела: 04-03-41-2013
Дата публикации: 27 марта 2013, 07:57

РЕШЕНИЕ

по рассмотрению жалобы

 о нарушении законодательства при размещении заказа

 

12 марта   2012 года                                                               г. Чита, ул. Лермонтова, 14

 

Комиссия Забайкальского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов  рассмотрев жалобу ООО «Строительная компания «Конкурент» на нарушение требований Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»  КГУ «Забайкалстройзаказчик» при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту «Реконструкция областной клинической больницы» (№ 0191200000613000528),

УСТАНОВИЛА:

04 марта 2013 года в адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба ООО Строительная компания «Конкурент»  на действия  заказчика при проведении указанного аукциона.  

Из существа жалобы следует, что аукционная документация не содержит полного обоснования первоначальной цены контракта, на официальном сайте не размещены объектные и локальные сметные расчеты  на операционный блок и помещения ЦСО, что является нарушением пунктов 2, 3 статьи 19.1 Закона о размещении заказов.

Кроме того, заявитель считает, что заказчик не установил к участникам размещения заказа требования о предоставлении лицензии МЧС на выполнение работ по монтажу пожарной сигнализации, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов.

Также заказчиком допущены ошибки при нумерации пункта 2.5 проекта контракта. 

Заявитель просит обязать заказчика внести изменения в аукционную документацию. 

Представитель заказчика не согласился с доводами заявителя и пояснил, что расчет   начальной   (максимальной)   цены   выполнен   на   основании сводного   сметного   расчета   стоимости   реконструкции   здания   без внесения изменений в проектно-сметную документацию. При этом расчет начальной (максимальной) цены не включает в себя монтаж и стоимость оборудования, технологически и функционально не связанного с процессом строительства (пункт  4 Аукционной документации).

Стоимость   поставки   и   монтажа   оборудования,   технологически   и функционально не связанного с процессом строительства, составляет 58 890,46   тыс.   руб.,   что   в   сумме   со   стоимостью   выполнения строительно-монтажных работ по реконструкции (163 306,02 тыс. руб.) в ценах на IV kb. 2012 г. составляет 222 196,48 тыс. руб. Сметная стоимость по сводному сметному расчету в ценах на 1 кв. 2012 г.составляет.  211 495,3 тыс. руб.

Заказчиком установлено требование к участникам размещения заказа о
наличии свидетельства о допуске к видам работ по организации
строительства, реконструкции и капитального ремонта, поскольку речь
идет, прежде всего, о реконструкции здания областной клинической
больницы. Данное требование отражено в  пункте  15 аукционной документации:  наличие п. 33.3 Жилищно-гражданское строительство (организация работ по строительству сметной стоимостью не менее пятисот миллионов рублей в соответствии с п. 3 части 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ).

Представитель  уполномоченного органа поддержал позицию заказчика и дополнительно пояснил, что первоначально  заказчиком была подана заявка № 12934 и положительное заключение ГАУ «Госэкспертиза Забайкальского края» №55-С-2012 от 3 июля 2012 г. Заявка была отклонена Уполномоченным органом в связи с тем, что ПСД содержала перечень товаров, технологически и функционально не связанный с процессом строительства (столы, тумбы, холодильники, принтеры и т.п.).

Данное требование заказчиком выполнено и представлен новый расчет НМЦ, который выполнен по заявке № 13492  на основании сводного сметного расчета стоимости реконструкции здания без внесения изменений в проектно-сметную документацию и не включает  в  себя  монтаж  и  стоимость  оборудования,  технологически  и функционально не связанного с процессом строительства. Начальная (максимальная) цена соответствует расчету.

Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Таким образом, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положением пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, является обязательное наличие у участника размещения заказа исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.

При проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе путем включения в состав одного лота технологически и функционально не связанных товаров, работ, услуг.

Учитывая изложенное, объединение в один лот строительных работ с иными работами или услугами, допускается в случае, если такие работы или услуги являются технологически или функционально связанными со строительными работами, а также, если такое объединение не приводит к ограничению конкуренции (ограничению количества участников размещения заказа).

В соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией (например, услуги по сбору, транспортировке отходов, услуги по монтажу пожарной сигнализации).

Сбившаяся нумерация в проекте государственного контракта, в принципе не может повлиять на участие того, или иного участника размещения заказа в аукционной процедуре.

Условия, которые не могут быть изменены при заключении государственного контракта, определены в части 5 статьи 9 Закона о размещении заказов, и запрета на исправление опечаток названная норма не содержат.

Кроме того, в соответствии с частью 4.1. статьи 41.12 Закона о размещении заказов, участник открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, направляет протокол указанных разногласий с указанием положений проекта контракта, не соответствующих извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме, документации об открытом аукционе в электронной форме и заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме этого участника размещения заказа, с указанием соответствующих положений данных документов.

В ходе рассмотрения жалобы комиссией на основании части 5 статьи 17 Закона о размещении заказов проведена внеплановая проверка размещения указанного заказа. В ходе проверки установлено следующее.

13 марта  2012 года уполномоченным органом – Департаментом государственных закупок Забайкальского края  размещено извещение о проведении указанного аукциона.

 Начальная цена контракта – 163 306 020,00 рублей. Одновременно с извещением опубликована документация об аукционе.

На момент рассмотрения жалобы, рассмотрение первых частей заявок не производилось.

            Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснения сторон,  Комиссия приходит к следующим выводам.

В  соответствии  с  пунктом  1 статья 19.1. Закона о размещении заказа  для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).

Формирование начальной цены контракта отражено в пункте 4 документации  об аукционе: «Начальная (максимальная) цена контракта сформирована на основании расчета на выполнение строительно-монтажных работ объекта «Реконструкция областной клинической больницы в г. Чите», утвержденного начальником КГУ «Забайкалстройзаказчик» Ефимчук Г.А. от 28.01.2013 г. и согласованного заместителем руководителя министерства территориального развития Забайкальского края Додатко Т.П. 28.01.2013 г. Расчет начальной (максимальной) цены не включает в себя монтаж и стоимость оборудования, технологически и функционально не связанного с процессом строительства».

          Таким образом, первоначальная цена контракта определена путем своих расчетов, что не противоречит пункту 1 статьи 19.1. Закона о размещении заказов.

           Пункт 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов обязывает заказчика указать в  конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.

          Так как, расчет начальной цены контракта выполнен на основании сводного  сметного расчета стоимости реконструкции здания, включающий все объекты строительства, Комиссия считает, что аукционная документация должна содержать объектные сметы на все объекты и в соответствии с пунктом 3 статьи 19.1 Закона о размещении заказов информация должна быть размещена на официальном сайте.

         В ходе проверки установлено, что аукционная документация, размещенная на официальном сайте,  не содержит  локально сметные расчеты на операционный блок и помещения ЦСО, что является нарушением пунктов 2,  3 статьи 19.1 Закона о размещении заказов.

Согласно части 4 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 указанного Закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов участник размещения заказа должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в     соответствии с  законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации.

В соответствии с позицией ФАС России, изложенные в письме от 07.2011г. № ИА/ 26163  в случае если в один лот со строительными работами включены иные работы или услуги, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии и которые могут выполняться (оказываться) посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией (например, услуги по сбору, транспортировке отходов; услуги по монтажу пожарной сигнализации), то установление требования о выполнении таких работ или услуг лицом, осуществляющим строительство, лично, и, соответственно, установление требования о предоставлении в составе заявки на участие в торгах копии соответствующей лицензии является нарушением части 4 статьи 11, части 3 статьи 22, части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, а также статьи 17 Закона о защите конкуренции. 

Требования к участникам размещения заказа установлены в пункте 15 документации об аукционе: «В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ, Приказом Министерства регионального развития РФ № 624 от 30.12.2009г. «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства», участник размещения заказа должен иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к видам работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта: п. 33.3. Жилищно-гражданское строительство (организация работ по строительству сметной стоимостью не менее пятисот миллионов рублей в соответствии с пунктом 3 части 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ).

Таким образом, Комиссия считает довод заявителя об  установлении в аукционной документации требования о предоставлении лицензии МЧС на выполнение работ по монтажу пожарной сигнализации необоснованным.

В ходе проверки довод заявителя о нарушении нумерации в проекте государственного контракта признан обоснованным. 

Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года № 94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд», частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов,  Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498, комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО  Строительная компания «Конкурент»  частично обоснованной.

2. Признать уполномоченный орган – Департамент государственных закупок Забайкальского края нарушившим пункты 2,  3 статьи 19.1 Закона о размещении заказов при  проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту «Реконструкция областной клинической больницы» (№ 0191200000613000528).

3.  Выдать предписание Департаменту государственных закупок Забайкальского края об устранении выявленных нарушений в срок до 19 марта 2013 года.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Забайкальского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председателя комиссии:                                                                                    

Члены Комиссии:

stdClass Object ( [vid] => 7758 [uid] => 5 [title] => Решение по жалобе ООО Строительная компания "Конкурент" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7758 [type] => solution [language] => ru [created] => 1364339363 [changed] => 1368718097 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368718097 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по рассмотрению жалобы

 о нарушении законодательства при размещении заказа

 

12 марта   2012 года                                                               г. Чита, ул. Лермонтова, 14

 

Комиссия Забайкальского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов  рассмотрев жалобу ООО «Строительная компания «Конкурент» на нарушение требований Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»  КГУ «Забайкалстройзаказчик» при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту «Реконструкция областной клинической больницы» (№ 0191200000613000528),

УСТАНОВИЛА:

04 марта 2013 года в адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба ООО Строительная компания «Конкурент»  на действия  заказчика при проведении указанного аукциона.  

Из существа жалобы следует, что аукционная документация не содержит полного обоснования первоначальной цены контракта, на официальном сайте не размещены объектные и локальные сметные расчеты  на операционный блок и помещения ЦСО, что является нарушением пунктов 2, 3 статьи 19.1 Закона о размещении заказов.

Кроме того, заявитель считает, что заказчик не установил к участникам размещения заказа требования о предоставлении лицензии МЧС на выполнение работ по монтажу пожарной сигнализации, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов.

Также заказчиком допущены ошибки при нумерации пункта 2.5 проекта контракта. 

Заявитель просит обязать заказчика внести изменения в аукционную документацию. 

Представитель заказчика не согласился с доводами заявителя и пояснил, что расчет   начальной   (максимальной)   цены   выполнен   на   основании сводного   сметного   расчета   стоимости   реконструкции   здания   без внесения изменений в проектно-сметную документацию. При этом расчет начальной (максимальной) цены не включает в себя монтаж и стоимость оборудования, технологически и функционально не связанного с процессом строительства (пункт  4 Аукционной документации).

Стоимость   поставки   и   монтажа   оборудования,   технологически   и функционально не связанного с процессом строительства, составляет 58 890,46   тыс.   руб.,   что   в   сумме   со   стоимостью   выполнения строительно-монтажных работ по реконструкции (163 306,02 тыс. руб.) в ценах на IV kb. 2012 г. составляет 222 196,48 тыс. руб. Сметная стоимость по сводному сметному расчету в ценах на 1 кв. 2012 г.составляет.  211 495,3 тыс. руб.

Заказчиком установлено требование к участникам размещения заказа о
наличии свидетельства о допуске к видам работ по организации
строительства, реконструкции и капитального ремонта, поскольку речь
идет, прежде всего, о реконструкции здания областной клинической
больницы. Данное требование отражено в  пункте  15 аукционной документации:  наличие п. 33.3 Жилищно-гражданское строительство (организация работ по строительству сметной стоимостью не менее пятисот миллионов рублей в соответствии с п. 3 части 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ).

Представитель  уполномоченного органа поддержал позицию заказчика и дополнительно пояснил, что первоначально  заказчиком была подана заявка № 12934 и положительное заключение ГАУ «Госэкспертиза Забайкальского края» №55-С-2012 от 3 июля 2012 г. Заявка была отклонена Уполномоченным органом в связи с тем, что ПСД содержала перечень товаров, технологически и функционально не связанный с процессом строительства (столы, тумбы, холодильники, принтеры и т.п.).

Данное требование заказчиком выполнено и представлен новый расчет НМЦ, который выполнен по заявке № 13492  на основании сводного сметного расчета стоимости реконструкции здания без внесения изменений в проектно-сметную документацию и не включает  в  себя  монтаж  и  стоимость  оборудования,  технологически  и функционально не связанного с процессом строительства. Начальная (максимальная) цена соответствует расчету.

Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Таким образом, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положением пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, является обязательное наличие у участника размещения заказа исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.

При проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе путем включения в состав одного лота технологически и функционально не связанных товаров, работ, услуг.

Учитывая изложенное, объединение в один лот строительных работ с иными работами или услугами, допускается в случае, если такие работы или услуги являются технологически или функционально связанными со строительными работами, а также, если такое объединение не приводит к ограничению конкуренции (ограничению количества участников размещения заказа).

В соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией (например, услуги по сбору, транспортировке отходов, услуги по монтажу пожарной сигнализации).

Сбившаяся нумерация в проекте государственного контракта, в принципе не может повлиять на участие того, или иного участника размещения заказа в аукционной процедуре.

Условия, которые не могут быть изменены при заключении государственного контракта, определены в части 5 статьи 9 Закона о размещении заказов, и запрета на исправление опечаток названная норма не содержат.

Кроме того, в соответствии с частью 4.1. статьи 41.12 Закона о размещении заказов, участник открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, направляет протокол указанных разногласий с указанием положений проекта контракта, не соответствующих извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме, документации об открытом аукционе в электронной форме и заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме этого участника размещения заказа, с указанием соответствующих положений данных документов.

В ходе рассмотрения жалобы комиссией на основании части 5 статьи 17 Закона о размещении заказов проведена внеплановая проверка размещения указанного заказа. В ходе проверки установлено следующее.

13 марта  2012 года уполномоченным органом – Департаментом государственных закупок Забайкальского края  размещено извещение о проведении указанного аукциона.

 Начальная цена контракта – 163 306 020,00 рублей. Одновременно с извещением опубликована документация об аукционе.

На момент рассмотрения жалобы, рассмотрение первых частей заявок не производилось.

            Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснения сторон,  Комиссия приходит к следующим выводам.

В  соответствии  с  пунктом  1 статья 19.1. Закона о размещении заказа  для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).

Формирование начальной цены контракта отражено в пункте 4 документации  об аукционе: «Начальная (максимальная) цена контракта сформирована на основании расчета на выполнение строительно-монтажных работ объекта «Реконструкция областной клинической больницы в г. Чите», утвержденного начальником КГУ «Забайкалстройзаказчик» Ефимчук Г.А. от 28.01.2013 г. и согласованного заместителем руководителя министерства территориального развития Забайкальского края Додатко Т.П. 28.01.2013 г. Расчет начальной (максимальной) цены не включает в себя монтаж и стоимость оборудования, технологически и функционально не связанного с процессом строительства».

          Таким образом, первоначальная цена контракта определена путем своих расчетов, что не противоречит пункту 1 статьи 19.1. Закона о размещении заказов.

           Пункт 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов обязывает заказчика указать в  конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.

          Так как, расчет начальной цены контракта выполнен на основании сводного  сметного расчета стоимости реконструкции здания, включающий все объекты строительства, Комиссия считает, что аукционная документация должна содержать объектные сметы на все объекты и в соответствии с пунктом 3 статьи 19.1 Закона о размещении заказов информация должна быть размещена на официальном сайте.

         В ходе проверки установлено, что аукционная документация, размещенная на официальном сайте,  не содержит  локально сметные расчеты на операционный блок и помещения ЦСО, что является нарушением пунктов 2,  3 статьи 19.1 Закона о размещении заказов.

Согласно части 4 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 указанного Закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов участник размещения заказа должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в     соответствии с  законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации.

В соответствии с позицией ФАС России, изложенные в письме от 07.2011г. № ИА/ 26163  в случае если в один лот со строительными работами включены иные работы или услуги, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии и которые могут выполняться (оказываться) посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией (например, услуги по сбору, транспортировке отходов; услуги по монтажу пожарной сигнализации), то установление требования о выполнении таких работ или услуг лицом, осуществляющим строительство, лично, и, соответственно, установление требования о предоставлении в составе заявки на участие в торгах копии соответствующей лицензии является нарушением части 4 статьи 11, части 3 статьи 22, части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, а также статьи 17 Закона о защите конкуренции. 

Требования к участникам размещения заказа установлены в пункте 15 документации об аукционе: «В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ, Приказом Министерства регионального развития РФ № 624 от 30.12.2009г. «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства», участник размещения заказа должен иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к видам работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта: п. 33.3. Жилищно-гражданское строительство (организация работ по строительству сметной стоимостью не менее пятисот миллионов рублей в соответствии с пунктом 3 части 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ).

Таким образом, Комиссия считает довод заявителя об  установлении в аукционной документации требования о предоставлении лицензии МЧС на выполнение работ по монтажу пожарной сигнализации необоснованным.

В ходе проверки довод заявителя о нарушении нумерации в проекте государственного контракта признан обоснованным. 

Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года № 94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд», частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов,  Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498, комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО  Строительная компания «Конкурент»  частично обоснованной.

2. Признать уполномоченный орган – Департамент государственных закупок Забайкальского края нарушившим пункты 2,  3 статьи 19.1 Закона о размещении заказов при  проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту «Реконструкция областной клинической больницы» (№ 0191200000613000528).

3.  Выдать предписание Департаменту государственных закупок Забайкальского края об устранении выявленных нарушений в срок до 19 марта 2013 года.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Забайкальского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председателя комиссии:                                                                                    

Члены Комиссии:

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по рассмотрению жалобы

 о нарушении законодательства при размещении заказа

 

12 марта   2012 года                                                               г. Чита, ул. Лермонтова, 14

 

Комиссия Забайкальского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов  рассмотрев жалобу ООО «Строительная компания «Конкурент» на нарушение требований Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»  КГУ «Забайкалстройзаказчик» при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту «Реконструкция областной клинической больницы» (№ 0191200000613000528),

УСТАНОВИЛА:

04 марта 2013 года в адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба ООО Строительная компания «Конкурент»  на действия  заказчика при проведении указанного аукциона.  

Из существа жалобы следует, что аукционная документация не содержит полного обоснования первоначальной цены контракта, на официальном сайте не размещены объектные и локальные сметные расчеты  на операционный блок и помещения ЦСО, что является нарушением пунктов 2, 3 статьи 19.1 Закона о размещении заказов.

Кроме того, заявитель считает, что заказчик не установил к участникам размещения заказа требования о предоставлении лицензии МЧС на выполнение работ по монтажу пожарной сигнализации, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов.

Также заказчиком допущены ошибки при нумерации пункта 2.5 проекта контракта. 

Заявитель просит обязать заказчика внести изменения в аукционную документацию. 

Представитель заказчика не согласился с доводами заявителя и пояснил, что расчет   начальной   (максимальной)   цены   выполнен   на   основании сводного   сметного   расчета   стоимости   реконструкции   здания   без внесения изменений в проектно-сметную документацию. При этом расчет начальной (максимальной) цены не включает в себя монтаж и стоимость оборудования, технологически и функционально не связанного с процессом строительства (пункт  4 Аукционной документации).

Стоимость   поставки   и   монтажа   оборудования,   технологически   и функционально не связанного с процессом строительства, составляет 58 890,46   тыс.   руб.,   что   в   сумме   со   стоимостью   выполнения строительно-монтажных работ по реконструкции (163 306,02 тыс. руб.) в ценах на IV kb. 2012 г. составляет 222 196,48 тыс. руб. Сметная стоимость по сводному сметному расчету в ценах на 1 кв. 2012 г.составляет.  211 495,3 тыс. руб.

Заказчиком установлено требование к участникам размещения заказа о
наличии свидетельства о допуске к видам работ по организации
строительства, реконструкции и капитального ремонта, поскольку речь
идет, прежде всего, о реконструкции здания областной клинической
больницы. Данное требование отражено в  пункте  15 аукционной документации:  наличие п. 33.3 Жилищно-гражданское строительство (организация работ по строительству сметной стоимостью не менее пятисот миллионов рублей в соответствии с п. 3 части 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ).

Представитель  уполномоченного органа поддержал позицию заказчика и дополнительно пояснил, что первоначально  заказчиком была подана заявка № 12934 и положительное заключение ГАУ «Госэкспертиза Забайкальского края» №55-С-2012 от 3 июля 2012 г. Заявка была отклонена Уполномоченным органом в связи с тем, что ПСД содержала перечень товаров, технологически и функционально не связанный с процессом строительства (столы, тумбы, холодильники, принтеры и т.п.).

Данное требование заказчиком выполнено и представлен новый расчет НМЦ, который выполнен по заявке № 13492  на основании сводного сметного расчета стоимости реконструкции здания без внесения изменений в проектно-сметную документацию и не включает  в  себя  монтаж  и  стоимость  оборудования,  технологически  и функционально не связанного с процессом строительства. Начальная (максимальная) цена соответствует расчету.

Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Таким образом, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положением пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, является обязательное наличие у участника размещения заказа исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.

При проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе путем включения в состав одного лота технологически и функционально не связанных товаров, работ, услуг.

Учитывая изложенное, объединение в один лот строительных работ с иными работами или услугами, допускается в случае, если такие работы или услуги являются технологически или функционально связанными со строительными работами, а также, если такое объединение не приводит к ограничению конкуренции (ограничению количества участников размещения заказа).

В соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией (например, услуги по сбору, транспортировке отходов, услуги по монтажу пожарной сигнализации).

Сбившаяся нумерация в проекте государственного контракта, в принципе не может повлиять на участие того, или иного участника размещения заказа в аукционной процедуре.

Условия, которые не могут быть изменены при заключении государственного контракта, определены в части 5 статьи 9 Закона о размещении заказов, и запрета на исправление опечаток названная норма не содержат.

Кроме того, в соответствии с частью 4.1. статьи 41.12 Закона о размещении заказов, участник открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, направляет протокол указанных разногласий с указанием положений проекта контракта, не соответствующих извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме, документации об открытом аукционе в электронной форме и заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме этого участника размещения заказа, с указанием соответствующих положений данных документов.

В ходе рассмотрения жалобы комиссией на основании части 5 статьи 17 Закона о размещении заказов проведена внеплановая проверка размещения указанного заказа. В ходе проверки установлено следующее.

13 марта  2012 года уполномоченным органом – Департаментом государственных закупок Забайкальского края  размещено извещение о проведении указанного аукциона.

 Начальная цена контракта – 163 306 020,00 рублей. Одновременно с извещением опубликована документация об аукционе.

На момент рассмотрения жалобы, рассмотрение первых частей заявок не производилось.

            Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснения сторон,  Комиссия приходит к следующим выводам.

В  соответствии  с  пунктом  1 статья 19.1. Закона о размещении заказа  для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).

Формирование начальной цены контракта отражено в пункте 4 документации  об аукционе: «Начальная (максимальная) цена контракта сформирована на основании расчета на выполнение строительно-монтажных работ объекта «Реконструкция областной клинической больницы в г. Чите», утвержденного начальником КГУ «Забайкалстройзаказчик» Ефимчук Г.А. от 28.01.2013 г. и согласованного заместителем руководителя министерства территориального развития Забайкальского края Додатко Т.П. 28.01.2013 г. Расчет начальной (максимальной) цены не включает в себя монтаж и стоимость оборудования, технологически и функционально не связанного с процессом строительства».

          Таким образом, первоначальная цена контракта определена путем своих расчетов, что не противоречит пункту 1 статьи 19.1. Закона о размещении заказов.

           Пункт 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов обязывает заказчика указать в  конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.

          Так как, расчет начальной цены контракта выполнен на основании сводного  сметного расчета стоимости реконструкции здания, включающий все объекты строительства, Комиссия считает, что аукционная документация должна содержать объектные сметы на все объекты и в соответствии с пунктом 3 статьи 19.1 Закона о размещении заказов информация должна быть размещена на официальном сайте.

         В ходе проверки установлено, что аукционная документация, размещенная на официальном сайте,  не содержит  локально сметные расчеты на операционный блок и помещения ЦСО, что является нарушением пунктов 2,  3 статьи 19.1 Закона о размещении заказов.

Согласно части 4 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 указанного Закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов участник размещения заказа должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в     соответствии с  законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации.

В соответствии с позицией ФАС России, изложенные в письме от 07.2011г. № ИА/ 26163  в случае если в один лот со строительными работами включены иные работы или услуги, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии и которые могут выполняться (оказываться) посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией (например, услуги по сбору, транспортировке отходов; услуги по монтажу пожарной сигнализации), то установление требования о выполнении таких работ или услуг лицом, осуществляющим строительство, лично, и, соответственно, установление требования о предоставлении в составе заявки на участие в торгах копии соответствующей лицензии является нарушением части 4 статьи 11, части 3 статьи 22, части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, а также статьи 17 Закона о защите конкуренции. 

Требования к участникам размещения заказа установлены в пункте 15 документации об аукционе: «В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ, Приказом Министерства регионального развития РФ № 624 от 30.12.2009г. «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства», участник размещения заказа должен иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к видам работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта: п. 33.3. Жилищно-гражданское строительство (организация работ по строительству сметной стоимостью не менее пятисот миллионов рублей в соответствии с пунктом 3 части 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ).

Таким образом, Комиссия считает довод заявителя об  установлении в аукционной документации требования о предоставлении лицензии МЧС на выполнение работ по монтажу пожарной сигнализации необоснованным.

В ходе проверки довод заявителя о нарушении нумерации в проекте государственного контракта признан обоснованным. 

Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года № 94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд», частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов,  Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498, комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО  Строительная компания «Конкурент»  частично обоснованной.

2. Признать уполномоченный орган – Департамент государственных закупок Забайкальского края нарушившим пункты 2,  3 статьи 19.1 Закона о размещении заказов при  проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту «Реконструкция областной клинической больницы» (№ 0191200000613000528).

3.  Выдать предписание Департаменту государственных закупок Забайкальского края об устранении выявленных нарушений в срок до 19 марта 2013 года.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Забайкальского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председателя комиссии:                                                                                    

Члены Комиссии:

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-03-41-2013 [format] => [safe_value] => 04-03-41-2013 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 4 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 4 [vid] => 6 [name] => Контроль госзакупок [description] => [format] => full_html [weight] => 11 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 180 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 180 [vid] => 1 [name] => открытый аукцион [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-03-26 22:57:00 [timezone] => Asia/Irkutsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-03-11 22:57:00 [timezone] => Asia/Irkutsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1364339363 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Забайкальское УФАС России )