• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Реклама «необходимой» проверки счетчиков водоснабжения от индивидуального предпринимателя оборачивается нарушением законодательства

В Забайкальское УФАС России поступили заявления граждан (перенаправленные УМВД России по Забайкальскому краю) о распространении ненадлежащей рекламы следующего содержания: «Городской Центр Учета Водопотребления Телефон горячей линии 39-34-44 (8 964 409 34 44) ПРОВЕРКА БУДЕТ ПРОВОДИТЬСЯ С 1 ЯНВАРЯ ПО 31 ФЕВРАЛЯ ВКЛЮЧИТЕЛЬНО! Период: ноябрь г. Чита ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ № 6415-14 ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСИ Напоминаем Вам, что согласно Федеральному Закону от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», а также Постановлению Правительства РФ от 06.06.2011г.  № 354, индивидуальные приборы учета воды ДОЛЖНЫ ПРОЙТИ ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ МЕТРОЛОГИЧЕСКУЮ ПРОВЕРКУ, без проведения которой приборы считаются непригодными для учета водопотребления. Таким образом, во избежание начисления платы за потребление по общему нормативу, а также в целях соблюдения Федерального Закона, Вам необходимо согласовать дату и время процедуры проведения проверки прибора учета воды (в случае истечения межпроверочного интервала) по телефону 39-34-44. Работы по проверке будут проводиться с 01 ноября по 31 декабря 2018 года. ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСИ Номер ВРФ, 875253778 Извещение № 1116 Период январь-февраль Телефон: 39-34-44 (8 964 409 34 44)».

Заявители ставили под сомнение правомерность действий организации, указанной в рекламе, поскольку АО «Водоканал-Чита» неоднократно устно и на официальном сайте общества сообщало, что не имеет каких-либо договорных отношении с рассматриваемой организацией - Городским Центром Водопотребления, осуществляющими поверки приборов учета. Кроме того на листовках отсутствует информация о наличии аккредитации, обязательной для проведения данного вида работ.

Указанная реклама распространяется путем размещения, на листовках, оформленных с использованием элементов, сходных с элементами, применяемыми при оформлении извещений/ квитанций жилищно-коммунальными службами. Так, на листовках изображен штрих-код, ссылки на нормативно-правовые акты, обращение к плательщикам, расчётная таблица платы за коммунальную услугу с применением нормативов, аналогичная размещаемой в квитанциях коммунальными службами, печать, свидетельствующая о повторности извещения.

Из текста рассматриваемой рекламы следует, что потребитель, позвонив по номерам телефонов 39-34-44, 8 964 409 34 44, может воспользоваться услугами по поверке приборов учета воды, которые согласно информации, указанной на листовках оказывает «Городской Центр Учета Водопотребления».

Согласно части 1 статьи 1538 ГК РФ юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (статья 132) коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.

Однако, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 64 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №5, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.2009 № 29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», исключительное право использования коммерческого обозначения на основании пункта 1 статьи 1539 ГК РФ принадлежит правообладателю, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.

В данном случае предполагается, что наименование «Городской Центр Учета Водопотребления» в рекламных листовках в виде извещения использовано в качестве коммерческого обозначения лица, предлагающего свои услуги по поверке приборов учета воды.

Вместе с тем использование в извещениях указанных коммерческих обозначений без указания данных лица в действительности, оказывающего предлагаемые в рекламе услуги может вводить потребителей в заблуждение относительно исполнителя услуг, в связи с отсутствуем в них соответствующей информации.

Исходя из смысла вышеуказанной нормы Закона, сведения об изготовителе, продавце услуг являются обязательными, так как потребитель должен знать, лицо, оказывающее услуги.

В соответствии с пунктом 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или продавце рекламируемого товара, является недостоверной.

В силу части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно пункту 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

В соответствии с пунктом 80 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Организации или частные лица, предлагающие услуги по «проверке и техническому обслуживанию» водосчетчиков», не имеющие аккредитации на право их выполнения вводят потребителей в заблуждение. Данный факт свидетельствует о наличии в рассматриваемой рекламе нарушения требований пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе».

Забайкальским УФАС России установлено, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП Юлдашева М.Н. (ОГРНИП 318032700039135).

Проанализировав, имеющиеся в распоряжении Забайкальского УФАС документы и материалы, Комиссия Забайкальского УФАС России пришла к выводу о том, рассматриваемая реклама распространялась с целью привлечения внимания потенциальных клиентов к услугам, предоставляемым ИП Юлдашевой М.Н., что и является объектом рекламирования (услуги, указанные в рекламных материалах).

По настоящий момент доказательств, свидетельствующих о прекращении данным предпринимателем нарушения законодательства о рекламе, в Управление не представлено.

Комиссией Забайкальского УФАС России принято решение о признании рассматриваемой рекламы ненадлежащей и нарушающей требования пункта 20 части 3, части 7 статьи 5 и пункта 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе». Кроме того указанному индивидуальному предпринимателю выдано предписание о прекращении распространения указанной рекламы и прекращению распространения схожей рекламной информации без указания необходимых сведений об аккредитации лица, необходимой для выполнения рекламируемых работ, впредь. В данный момент идет процедура возбуждения административного производства.

Забайкальское УФАС России, обращает внимание граждан, на необходимость пристального внимания при получении подобного рода извещений о необходимости проведения работ по «метрологической поверке приборов учета» холодного и горячего водоснабжения. Сроки поверки приборов учета указаны в технических паспортах на счетчики, которые находятся у потребителей или в свидетельстве о ранее проведенной поверке. Как уже было сказано ранее, проверку должна производить организация, имеющая соответствующую аккредитацию для проведения данных работ.