Антимонопольное нарушение при строительстве на сумму более 70 миллиардов рублей в рамках реализации национального проекта "Демография"

Позиция Забайкальского УФАС России о наличии в действиях Министерства образования и науки Забайкальского края нарушения антимонопольного законодательства устоялась в Арбитражном суде Забайкальского края

 

Министерство образования и науки Забайкальского края (далее – Министерство) обжаловало решение Забайкальского УФАС России* в Арбитражный суд Забайкальского края (далее - суд).

В прошлом году Комиссия Управления признала Министерство, а также  Администрацию муниципального района «Дульдургинский район» (далее – Администрация), ООО «Механизированная колонна», ООО «ВостокСтройСервис»  нарушившими Закон  о защите конкуренции**.

Управлением установлено, что между Министерством и Администрацией заключено соглашение о предоставлении субсидии на реализацию мероприятий по созданию 72 дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в детских садах на территории Дульдургинского района в 2019-2021 годах в рамках национального проекта «Демография».

Программа национального проекта "Демография" предполагает реализацию проекта двумя самостоятельными способами:

- строительство здания детского сада путем проведения конкурсных процедур на разработку проектно-сметной документации и определения подрядной организации на строительство здания;

- приобретение (выкуп) зданий дошкольных организаций путем проведения конкурсных процедур на покупку здания, приспособленного под детский сад.

В 2019 году юридическими лицами по устной договоренности с должностными лицами Администрации, в обход конкурсных процедур, начаты работы по строительству за счет собственных средств пристроек к двум детским садам на земельных участках в с. Дульдурга.

Мероприятия по строительству пристроек на сумму более 72 миллионов рублей были реализованы в рамках национального проекта «Демография». При этом Администрацией конкурсные процедуры по определению подрядчика не проводились.

Согласно материалам дела, Министерству заранее были известны адреса, на которых и будут располагаться будущие объекты строительства, подлежащие «приобретению», но еще несуществующие фактически.

Суд пришел к выводу, что поскольку, конкурентные процедуры на строительство объектов отсутствовали, а имелись лишь аукционы на приобретение уже построенных объектов, совпадение выставляемых Администрацией характеристик к объектам строительства с характеристиками возводимых в будущем юридическими лицами объектов, свидетельствует о наличии признаков притворности сделки и согласованности действий.

То есть произошло совмещение двух способов создания дополнительных мест для детей – покупка зданий, которые были построены именно для цели выкупа в рамках реализации национального проекта.

В решении суда указано, что для Администрации были заранее определены конкретные действия, их последовательность, предельные сроки для выполнения работ по строительству объектов, план таких действий был заранее доведен самим Министерством образования и науки, что в совокупности с иными фактами подтверждает, что Министерство заведомо знало о том, что объекты только будут возведены в будущем.

Иными словами, все условия свидетельствуют о договоренности сторон по
заключению договоров купли-продажи создаваемых в будущем объектов.

Таким образом, юридические лица, которые строили объекты, получили преимущества в виде освобождения от необходимости конкурировать с иными возможными застройщиками зданий детского сада. Такая совокупность действий в итоге привела к устранению значительного числа потенциальных участников от соперничества в отношении возможности получить право осуществления строительства спорных объектов.

Арбитражный суд Забайкальского края поддержал доводы Управления и оставил решение, которым в том числе, действия Министерства квалифицированы, как соглашение, в силе.

_____________

* решение по делу № 075/01/16-719/2020

** пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».