ОАО "ТГК-14" признано нарушившим антимонопольное законодательство

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть объявлена  30.11.2010.

Полный текст  решения изготовлен 08.12.2010.                                                          г. Чита

Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии – и.о. заместителя руководителя, начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы;

Члены комиссии:

главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля и рекламы,

главный специалист-эксперт этого же отдела.

при участии представителей ОАО «ТГК-14» Г., П.,

представителя ООО УК «Расчетно-эксплуатационный центр» С.,

рассмотрев дело № 14 в отношении открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 14» (местонахождение: 672090, г. Чита, ул. Профсоюзная, д. 23) (далее ОАО «ТГК-14») по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

 

УСТАНОВИЛА:

28 мая 2010 года в Забайкальское УФАС России поступило заявление ООО Управляющая Компания «Расчетно-эксплуатационный центр» (далее – ООО УК «РЭЦ», Заявитель) на неправомерные действия ОАО «ТГК-14».

ООО УК «РЭЦ» является управляющей компанией жилых многоквартирных домов по адресам: г. Чита, ул. Чкалова, д.132, и г. Чита, ул. Нагорная, д. 4.

Заявитель указывал, что в целях обеспечения указанных многоквартирных домов тепловой энергией в горячей воде обратился в ОАО «ТГК-14» с соответствующим заявлением. ОАО «ТГК-14» предоставило ООО УК «РЭЦ» договор № 02002211 от 11.08.2009г. и в последствии договор № 02002945 от 06.10.2009г. Заявитель подписал данные договоры с протоколами разногласий, в которых указал на не согласующиеся с действующим законодательством пункты договора и предложил свои варианты данных пунктов.

ОАО «ТГК-14» вернуло протоколы разногласий, подписанные с протоколами согласования разногласий, в которых отказало в согласовании всех важных пунктов. В данной связи, ООО УК «РЭЦ» в заявлении в Забайкальское УФАС России указывал на ущемление своих прав со стороны ОАО «ТГК-14» в части навязывания невыгодных для него условий договора.

Дело рассматривалось в заседаниях Комиссии 22 июня 2010 года, 01 июля 2010 года, 11 августа 2010 года, 15 сентября 2010 года, 05 октября 2010 года, 23 ноября 2010 года. Объявлялся перерыв в заседании Комиссии с 23 ноября 2010 года по 30 ноября 2010 года.

В ходе рассмотрения дела установлено: в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» ОАО «ТГК-14» является субъектом естественной монополии, включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке производства и отпуска теплоэнергии.

В соответствии с  условиям договоров № 02002211 от 11.08.2009г. и № 02002945 от 06.10.2009г., помимо фактически потребленной тепловой энергии, согласно показаниям приборов учета, ОАО «ТГК-14» возлагает на заявителя обязательства по оплате тепловых потерь в тепловой сети от стены камеры ТК-2-18-1 до элеваторного узла здания – г. Чита, ул. Чкалова, д. 132 и от стены камеры ТК-12-3-22 до узлов насосного смешения дома – г. Чита, ул. Нагорная, д. 4. Кроме того, по указанным договорам на заявителя возлагается эксплуатационная ответственность и обслуживание данных тепловых сетей.

Представитель ООО УК «РЭЦ» заявленные требования подтвердил, уточнив, что основными несогласованными вопросами по договорам на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде № 02002211 от 11.08.2009г. и № 02002945 от 06.10.2009г. являются: оплата за потери тепловой энергии на спорных участках тепловых сетей, эксплуатационная ответственность за состояние и обслуживание на спорных участках тепловых сетей. Кроме того, он утверждал, что право собственности на указанные участки тепловых сетей не зарегистрировано. В настоящее время услуга теплоснабжения оказывается.

В соответствии со статьей. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» одним из вопросов местного значения городского округа является организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения. Обращения ОАО «ТГК-14» в адрес администрации городского округа «Город Чита» не нашли своего разрешения.

Представитель Администрации городского округа «Город Чита» на вопрос:  «какие меры по бесхозяйным тепловым сетям  принимаются администрацией?» -  ответила, что это компетенция комитета по имуществу и дать пояснения по этому вопросу затрудняется.  

Представители ОАО «ТГК-14» просили приобщить к материалам дела  письменное обращение в администрацию городского округа «Город Чита», содержащее проблемы обслуживания бесхозяйных тепловых сетей. Ссылаясь на нормы Федерального закона «О теплоснабжении» № 190-ФЗ от 27.07.2010г. (далее – Закон о теплоснабжении») ОАО «ТГК-14» изложило необходимость проведения совещания для определения сроков  и ответственных лиц по разработке и согласованию схемы принятия (передачи) в муниципальную собственность проблемных тепловых сетей (ОАО «ТГК-14» приложило перечень таких сетей к обращению).

В соответствии с пунктом 6 статьи 15 Закона о теплоснабжении «В случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования».

8 ноября 2010 года распоряжением Мэра города № 1605-р определен перечень тепловых сетей, признаваемых в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, в том числе трасса от ТК-2-18-1 до стены зданий по адресу: ул. Чкалова, 132 и трасса от ТК-12-3-22 до стены здания по адресу: ул. Нагорная, 4. В соответствии с этим распоряжением ОАО «ТГК-14» определено эксплуатирующей организацией. Управлению регулирования цен и тарифов городского округа поручено осуществить мероприятия по включению затрат на обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тариф на тепловую энергию, отпускаемую ОАО «ТГК-14», на 2011 год

В свою очередь, ОАО «ТГК-14»  распоряжением от 22.11.2010 года  № 240 определило сроки и ответственных лиц за принятие на обслуживание тепловых сетей, указанных в перечне Распоряжения Мэра города, внесение изменений в договоры на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде, расчеты для включения в тариф затрат на обслуживание и потери тепловой энергии, связанные с изменением границ балансовой принадлежности.

Таким образом, вопросы принадлежности спорных тепловых сетей, и связанные с ними проблемы отнесения тепловых потерь и эксплуатационной ответственности, в процессе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства устранены.

Вместе с тем, Комиссия Забайкальского УФАС России обоснованно полагает, что включение ОАО «ТГК-14» в договор № 02002945 от 06.10.2009г. и договор № 02002211 от 11.08.2009г. пункта 2.2.5. следующего содержания: «Не производить подачу тепловой энергии и теплоносителя Абоненту на новый отопительный или межотопительный сезон, в случае имеющейся просроченной задолженности» является нарушением пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в виду следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 546 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 ГК РФ, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

Согласно пункту 3 статьи 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.

Таким образом, статья 546 ГК РФ регулирует следующие вопросы:

1) порядок и основания, при которых допустимо расторжение договора энергоснабжения путем одностороннего отказа от его исполнения (пункт 1);

2) порядок и основания ограничения режима потребления электрической энергии путем сокращения объемов или временного прекращения подачи энергии (пункты 2 и 3).

Положения статьи 546 ГК РФ являются специальными по отношению к пункту 3 статьи 450 ГК РФ, в силу чего сторонами при заключении договора энергоснабжения не могут быть предусмотрены дополнительные основания (помимо прямо названных в статье 546 ГК РФ) для расторжения или изменения данного договора во внесудебном порядке путем одностороннего отказа от его исполнения.

В силу абзаца второго пункта 1 статьи 546 и пункта 3 статьи 523 ГК РФ энергоснабжающая организация наделена правом одностороннего отказа от исполнения договора энергоснабжения только в одном случае - при неоднократном нарушении абонентом, являющимся юридическим лицом, сроков оплаты полученной энергии (при этом законом или иными правовыми актами право энергоснабжающей организации на односторонний отказ может быть ограничено путем установления порядка реализации данного права).

Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 546 ГК РФ, также допускаются только в случаях, установленных данными нормами.

Рассматриваемая норма не допускает установления в договоре дополнительных, не предусмотренных ГК РФ, оснований для временного прекращения или сокращения объемов подачи энергии, в том числе в качестве временных мер оперативного воздействия при нарушении абонентом своих обязательств.

В пунктах 2 и 3 статьи 546 ГК РФ приведен исчерпывающий перечень оснований, при которых допустимо ограничение режима подачи энергии в одностороннем порядке (без согласования с абонентом), а именно:

1) в целях предотвращения или ликвидации аварии;

2) в случаях, когда энергетические установки абонента в результате их неудовлетворительного состояния угрожают аварией или создают угрозу жизни и здоровью граждан;

3) при нарушении абонентом, являющимся юридическим лицом, обязательства по оплате энергии.

ООО УК «РЭЦ» осуществляет управление жилыми многоквартирными домами по адресам: г. Чита, ул. Чкалова, д.132, и г. Чита, ул. Нагорная, д. 4 и согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 (далее - Правила № 307) является исполнителем коммунальных услуг.

Нормами статей 161, 162 Жилищного кодекса РФ на ООО УК «РЭЦ», как управляющую организацию, возлагается обязанность обеспечить предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в жилом доме, в том числе путём заключении договоров с ресурсоснабжающими организациями (пункт 49 Правил № 307).

Таким образом, основания для перерыва в подаче, ограничения или прекращения подачи тепловой энергии абоненту установлены статьей 546 ГК РФ и не могут быть произвольно расширены или изменены.

Комиссия Забайкальского УФАС России также констатирует, что ОАО «ТГК-14» впоследствии исключило пункт 2.2.5. из договора № 02002945 от 06.10.2009г. и договора № 02002211 от 11.08.2009г. тем самым добровольно устранило нарушения антимонопольного законодательства.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1–3 статьи 41,  частью 1 статьи 49  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО «ТГК-14» нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, в части включения в договор № 02002945 от 06.10.2009г. и договор № 02002211 от 11.08.2009г. пункта 2.2.5. следующего содержания: «Не производить подачу тепловой энергии и теплоносителя Абоненту на новый отопительный или межотопительный сезон, в случае имеющейся просроченной задолженности».

2. Предписание ОАО «ТГК-14» не выдавать в связи с добровольным устранением нарушений антимонопольного законодательства.

3.  Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Забайкальского УФАС России для возбуждения административного производства.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Забайкальского края в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.

 

Председатель Комиссии

Члены комиссии