Заочное интервью главы ФАС России И.Ю. Артемьева

Недавно ФАС России проводила заочное интервью главы ведомства И.Ю. Артемьева для представителей региональных средств массовой информации. Территориальные органы антимонопольной службы участвовали в сборе вопросов для интервью на местном уровне.

Забайкальское УФАС России публикует ответы на вопросы, подготовленные региональными СМИ для  руководителя ФАС России И.Ю. Артемьева.

В Забайкальском крае по-прежнему одна из самых высоких по России стоимость бензина. Может ли ФАС повлиять на ситуацию?

- Забайкальский край не имеет собственных предприятий сырьевой и нефтеперерабатывающей отраслей промышленности. Ближайшая нефтеперерабатывающая компания находится в г. Ангарск Иркутской области. Нефтепродукты ввозятся из Иркутской области и других регионов Российской Федерации железнодорожным транспортом, поэтому цена их объективно выше, так как содержит расходы на транспортировку.

Вопросы ценообразования на бензины и дизельное топливо не регулируются государством. Хозяйствующие субъекты на рынке нефтепродуктов самостоятельно определяют поставщиков и цены.

При наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства Забайкальское УФАС России применяет меры антимонопольного реагирования. По результатам проводимого управлением мониторинга цен на нефтепродукты, рассмотрения заявлений признаков монопольно высоких цен в настоящий момент не установлено.

Ранее Забайкальское УФАС России доказало, что установление и поддержание группой компаний цен на одном уровне на протяжении значительного периода исключает полностью возможность состязательности на этом рынке. Результатом рассмотрения дела стало установление этими компаниями различных цен на нефтепродукты на АЗС всего Забайкальского края, также появилось 8 новых АЗС.

В настоящее время в управлении рассматривается дело по признакам недобросовестной конкуренции на розничном рынке нефтепродуктов, а также обращение по согласованным действиям на определенном локальном рынке. В случае установления признаков нарушения антимонопольного законодательства будут приняты соответствующие меры, что возможно повлечет изменение ситуации на рынке нефтепродуктов.

«Быстроденежки», «Русский америкоеврофинанс», «Пойдем» - все эти финансовые организации получают широкое распространение. А по сути являются «обдираловкой» для населения. Может ли ФАС инициировать проверку их деятельности и выступить с законодательной инициативой об ограничении их деятельности?

- Может, если к нам поступят жалобы от населения. Ценовая политика финансовых организаций исследуется нами только при наличии подозрений в злоупотреблении доминирующим положением или ценовом сговоре. Однако, высокие цены на услуги финансовых организаций не обязательно являются следствием нарушения антимонопольного законодательства, они могут быть обусловлены спецификой самого финансового продукта. Если говорить о займах и кредитах на небольшой срок и в небольшом объеме, то в этом случае денежные средства, как правило, выдаются без обеспечения, что повышает риск невозврата этих средств, а, следовательно, и их стоимость.

При этом обязательным условием работы на рынке является обеспечение надлежащей информированности потребителя обо всех свойствах предлагаемого ему продукта. В этом смысле мы поддерживаем идею введения дополнительных требований, направленных на получение гражданами полной и достоверной информации о потребительских свойствах и характеристиках финансовых услуг.

Не предполагаются ли внесения изменений в закон «О рекламе». Какие положения на Ваш взгляд, требуют в нем уточнений, ужесточений, или наоборот, послаблений?

- Предложения об изменении закона о рекламе появляются достаточно регулярно, часть из них становятся законами, часть отклоняется.

За всё время действия новой редакции закона о рекламе – с 2006 года – в него уже внесено более 20 изменений.

Если говорить о наших предложениях по изменению рекламного закона, то сейчас уже в завершающей стадии межведомственного согласования находится законопроект, подготовленный ФАС и направленный на ужесточение ответственности за нарушения в рекламе БАДов. В настоящее время ответственность за эти нарушения несёт только рекламодатель, а средства массовой информации и иные рекламораспространители не отвечают за распространение такой рекламы. Возложение ответственности также и на СМИ позволит защитить потребителей от ненадлежащей рекламы, размещаемой фирмами-однодневками и усилить «контроль качества» публикуемой рекламы ещё на начальной стадии её распространения.

Почему Федеральная антимонопольная служба не позиционирует себя также активно, как другие гос. структуры, например, следственный комитет, прокуратура и даже ФСБ? Такое впечатление, что от ФАС ничего в этой жизни не зависит?

- Задачами ФАС являются предотвращение и пресечение ограничивающих конкуренцию действий со стороны хозяйствующих субъектов, субъектов естественных монополий и органов власти.

Свободная конкуренция стимулирует развитие новых технологий и поиск наиболее эффективных способов производства, что приводит к повышению конкурентоспособности товаров, сбалансированности их качества и цены, расширению выбора для потребителя.

У нас нет полномочий на ведение оперативно-розыскной деятельности, в этом направлении мы активно сотрудничаем с правоохранительными органами. Я считаю, что размножение силовых структур для нашей экономики вредно.

Что касается публичной деятельности ФАС, то наше ведомство старается быть максимально информационно открытым и прозрачным для всех. У нас есть сайт www.fas.gov.ru , на котором ежедневно обновляются новостные сообщения о деятельности ФАС, у каждого из 82 территориальных органов ФАС есть такие же сайты. У нас есть антикартельный сайт www.anticartel.ru, на котором публикуются российские и международные новости по теме борьбы с картелями.

ФАС представлена в социальных сетях: на новости ФАС в Твиттере подписано уже больше 30 тысяч человек, мы активно работаем с  Фейсбук и Живым журналом.

В Общественную приемную ФАС ежегодно обращаются тысячи граждан, предпринимателей как лично, так и по телефону и электронной почте. Всем им оказывается консультативная помощь. Такие же приемы граждан проводятся в каждом территориальном органе ФАС.

Недавно статс-секретарь, заместитель руководителя ФАС Андрей Цариковский во время своего визита в Казань проводил прием граждан.

Кроме того, ФАС выпускает свой электронный журнал «Российское конкурентное право и экономика», в нем публикуются статьи представителей научной общественности, юристов и специалистов в области антимонопольной политики.

Мы регулярно проводим различные пресс-конференции, даем интервью и комментарии СМИ. Для нас очень важна обратная связь с обществом. Часто важные дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства возбуждаются именно по публикациям в СМИ.

Анализируя законодательную базу (в т.ч. третий пакет) последних лет, можно ли говорить, что антимонопольное законодательство ужесточено? Либерализовано? Не сформировано окончательно, нуждается в доработке? ФАС – это интересы государства, бизнеса или населения?

- При разработке третьего антимонопольного пакета мы оптимизировали закон с учетом практики последних лет. В нем сокращен перечень безусловных запретов, которые распространяются теперь только на картели. Произошла либерализация в плане применения уголовной ответственности за антиконкурентные соглашения. Третий антимонопольный пакет призван повысить эффективность применения основных институтов антимонопольного регулирования в России.

И ФАС – это соблюдение интересов демократического государства, здорового конкурентного бизнеса в интересах граждан нашей страны.

Наша миссия – эффективная защита предпринимательства ради будущего России.

Законопроекты «О ценообразовании на ГСМ в РФ» и «Об обороте нефти и нефтепродуктов» - не смотря на то, что документы «находятся в стадии горячего обсуждения»  и ожидаемы, в том числе и в Забайкальском крае, перспектива их не понятна. Какова позиция ФАС и что делается для «лоббирования» документов?

- Мы рассчитываем, что эти документы могут быть приняты в течение ближайших месяцев. Однако здесь не все зависит только от ФАС.

Вступление России в ВТО – актуальна ли тема для ФАС?

- Процесс вступления России в ВТО будет сопровождаться либерализацией доступа на российский рынок товаров и услуг иностранных поставщиков, что усилит конкуренцию со стороны зарубежных товаропроизводителей. Поэтому нам необходимо усилить контроль за антиконкурентными действиями, носящими трансграничный характер, повысить эффективность контроля над сделками с иностранными хозяйствующими субъектами и расширить взаимодействие с зарубежными конкурентными ведомствами.

Сегодня мы готовим комплекс мер для реализации обязательств России в рамках вступления ВТО.

Существующая сейчас система антимонопольного регулирования в России полностью соответствует базовым принципам ВТО.

Что же касается принципа транспарентности, то его обеспечение остается одной из приоритетных задач ФАС. В последнее время мы предприняли целый ряд шагов: создали англоязычную версию официального сайта ФАС www.fas.gov.ru, специальный антикартельный сайт www.anticartel.ru, посвященный теме борьбы с картелями, Общественную приемную, в которую обращаются граждане за консультациями. Мы активно представлены в социальных сетях – в Твиттере (@rus_fas), Фейсбуке (fas-book) и Живом журнале (fasovka).

Какова судьба обращения ОКСа при Забайкальском УФАС по вопросам ценообразования на электроэнергию, в частности, ставящего вопрос «вынужденных генераторов» (направлено в конце июня)? Поступали ли аналогичные из других регионов РФ?

Мы действительно получили обращение членов Общественно-консультативного совета при Забайкальском УФАС. Там речь шла о том, что в 2011-2012 гг. произошел рост тарифов на электроэнергию в Забайкальском крае более чем на 15 %.

Причиной такого роста послужили неэффективные генераторы, которые расположены на территории Забайкальского края в зоне свободного перетока «Чита» и которым был присвоен статус «вынужденного». Ну и, конечно же, соответствующий тариф на мощность в размере 210-265 тыс. руб./МВт, более чем в два раза превышающий цены в других зонах свободного перетока.

Мы полагаем, что объединение зон свободного перетока – наиболее предпочтительный вариант решения этой проблемы.

ЗСП «Чита» - достаточно небольшая зона с высокой экономической концентрацией поставщиков. Она граничит с крупной ЗСП «Сибирь», в которой конкуренция намного лучше. Если объединить эти зоны, то положительный эффект от конкуренции распространится на потребителей Забайкальского края  и цена мощности для них снизится.

ФАС неоднократно обращала внимание на необходимость развития конкуренции на оптовом рынке электрической энергии и мощности за счет объединения ЗСП. Мы направляли письма в Правительство и включали эту тему в доклад о состоянии конкуренции.

В результате Правительственная комиссия по вопросам развития электроэнергетики поручила Минэнерго России совместно с ФАС России в срок до 1 сентября 2012 года рассмотреть возможность объединения зон свободного перетока и доложить в Правительство РФ.

Мы уже сформировали свои предложения по объединению ЗСП: итог таких преобразований позволит сократить общее количество ЗСП с двадцати трех до четырех.

Если региональное УФАС в отчётном году не обнаруживает «ценовой сговор» или не раскрывает резонансное «дело» - это влияет на его «рейтинг»? Как часто ФАС допускается вариант, что «сговоров» и «дел» в регионе нет?

Оценка результативности деятельности территориальных органов ФАС осуществляется по 23 показателям. При расчете рейтинга учитывается доля устраненных нарушений в общем числе выявленных в управлении, доля полностью отмененных судом решений в общем количестве решений, обжалованных в суде, отношение суммы уплаченных штрафов за нарушение антимонопольного законодательства, оценка деятельности территориальных органов ФАС по адвокатированию конкуренции, оценка важных и прецедентных дел в отчетном периоде и др. Поэтому, даже если УФАС не выявило в отчетный период сговора, у него есть возможность отличиться по другим показателям.

Перспективы Забайкальского УФАС на взгляд И.Ю. Артемьева – на какие направления должно быть сконцентрировано особое внимание (почему?); ожидается ли увеличение/сокращение штатов, полномочий, фин. и др. обеспечения, и т.д.?

 - Забайкальское УФАС достаточно маленькое управление. Его численность всего 22 человека.

Отмечу, что ФАС – вообще очень компактная служба. Нас на всю страну всего 3,5 тыс.человек. А в налоговой, например, 180 тыс, а в Россельхознадзоре20 тыс. человек.

При этом ФАС контролирует деятельность хозяйствующих субъектов на всех рынках и всех органов власти на предмет соблюдения антимонопольного законодательства, контролирует соблюдение правил размещения государственного и муниципального заказа, рекламное законодательство, законодательство о естественных монополиях, иностранных инвестициях в стратегические общества России. Мы контролируем деятельность торговых сетей и поставщиков по закону о торговле. В последние годы появилось много антимонопольных норм в отраслевом законодательстве – Земельном, Водном, Лесном Кодексах, Градостроительном и Жилищном Кодексах. Не говоря уже о законодательстве об электроэнергетике.

При этом наши сотрудники получают крайне маленькую заработную плату, особенно в регионах. Принимая решения на миллионы рублей они получают зарплату, не сопоставимую ни с бизнесом, ни с региональными и муниципальными чиновниками.

Мы надеемся, что Правительство оценит уровень нашей загрузки и заработной платы и примет соответствующие решения уже в этом году.