Реклама алкоголя в интернете — юридический аспект

Работая на независимом городском портале с интегрированным в его структуру информационным агентством, мы делаем довольно много рекламы, в которой косвенной проскакивает алкоголь. Просто потому, что сам алкоголь занимает в жизни современного человека довольно заметное место. При этом есть Федеральный закон о рекламе, который практически полностью запрещает рекламу алкоголя в средствах массовой информации. Хорошо, мы не рекламируем алкоголь напрямую, проще отказаться от такого рода рекламы, чем платить огромные штрафы, но что делать с теми коммерческими текстами и съёмками, в которых алкоголь упоминается или изображается косвенно? Попробуем разобраться.

Для начала усвоим: реклама алкоголя в интернете запрещена. Исключение делается только для тех продуктов, содержание этилового спирта в котором незначительно, как, например, в безалкогольном пиве. Значит ли это, что можно запросто рекламировать безалкогольное пиво? Не совсем так. Если из содержания рекламной продукции с использованием логотипа пива чётко не следует, что она относится именно к безалкогольному напитку, то контролирующие органы скорее всего сочтут, что вы рекламируете именно алкогольный аналог.

Какие порталы и сайты подвергаются мониторингу УФАС в первую очередь? Те, которые зарегистрированы в русскоязычных доменных зонах, это, главным образом, домены «ru», «su» и«рф». Значит ли это, что ни один сайт не может рекламировать алкоголь в интернете? Нет.Ограничения обходят стороной сайты компаний-производителей и их диллеров, размещающих ассортимент производимой продукции. Поскольку средства массовой информации под эту категорию не попадают, для них возможность рекламы алкоголя закрыта.

Теперь мы подходим к главному вопросу. Допустим, нам нужно отрекламировать ирландский паб.Рекламировать будем по полной программе, с фотосъёмкой и продающим текстом. Со статьёй проблем нет, любой грамотный копирайтер может написать о пабе и пиве так, что захочется немедленно выпить, но при этом ни одного упоминания пива или любого другого алкогольного напитка не будет даже в виде откровенного намёка. Но вот что делать с фотографиями? Ведь центральная часть любого бара или паба — это барная стойка, за которой открывается не просто реклама, а выставка международных достижений в области производства выпивки.

Опыт показывает, что фон из огромного количества бутылок не вызывает нареканий у УФАС, если не акцентировать внимания на конкретных этикетках с логотипами. То есть бутылки в массе не являются производством алкоголя, но если в упор щёлкнуть какой-нибудь бокал «Гинесса», то проблемы могут быть.

Самый универсальный совет звучит следующим образом. Представьте себя инспектором УФАС. Видите в своём контенте возможность накатиться на вас с обвинением в рекламе алкоголя? Не рискуйте.Самое тщательное изучение Федерального закона «О рекламе» показывает, что закон не совершенен,и даёт весьма большую свободу именно для инспектора и его трактовок.