Как в нашем городе борются с неэтичной рекламой

Город зарос разноцветной плесенью рекламы ресторанов и магазинов. Повсюду вывески, призывающие что-то купить. По телевизору в перерывах между передачами крутят уже всем надоевшие ролики, и даже в Интернете при просмотре сайтов опасаешься, как бы не задеть очередной мерцающий баннер. Однако реклама иногда бывает не просто назойливой, а нарушает закон. В таких случаях в дело вступает ФАС.

Контроль и надзор за рекламой – одна из сфер деятельности Федеральной антимонопольной службы. Главное направление проверки – выявление рекламы, вводящей в заблуждение или способной нанести вред здоровью граждан. Такая реклама привлекает повышенный интерес. Вспомним постеры фирмы «Китай мебель» по всему городу с изображением симпатичной девушки, держащей в руках дерево, и слоган: «При покупке на сумму свыше 20 тысяч, сосну в подарок». Эта идея даже не результат творчества авторов, а образ, украденный на западе. У одной части читинцев такие баннеры вызывали улыбки, у другой – негодование. В адрес УФАС Забайкалья поступали заявления на неэтичность.


Неэтичная реклама нарушает общепринятые нормы гуманности и морали. В ней часто употребляются оскорбительные слова и сравнения (явные или скрытые).


Как говорит руководитель регионального УФАС Евгений Минашкин, случай с сосной – только один пример «выходящей за берега» рекламы. Есть и другие. Читинский приват-клуб «Violet» при пиаре заведения использует постеры, на которых изображена полуголая девушка, призывающая клиентов провести с ней хотя бы один вечер. Как рекламный ход такое изображение, может, и работает, однако не всем оно по нраву, а для некоторых и вовсе может быть вредным. 

– Реклама всегда идёт для неопределённого круга лиц. Её видят и дети, и старики, и верующие разных конфессий, – напоминает Минашкин.

Основатель маркетингового агентства «СИЛОВИКИ» и член экспертного совета УФАС Сила Головатый убеждён: использование неэтичных образов и идей в рекламе – показатель низкого уровня культуры как у дизайнера и рекламного агентства, которые отвечают за продукт, так и у самого заказчика: 

– Неэтичная реклама вольготно себя чувствовала в 90-х и начале 2000-х. Но сегодня далеко не каждый предприниматель рискнёт выпустить подобный продукт – реакцию потребителей предугадать сложно. В случаях использования неэтичной рекламы заказчик изначально соглашается заплатить штраф от 200 тысяч рублей – эта сумма включается в бюджет.

ФАС борется также с заведомо ложной информацией в рекламе. Один из недавних случаев – реклама «Социальные окна» компании ООО «Мой город». Экспертная комиссия признала вводящим в заблуждение пиар-этот текст: «Социальные окна «Региональное социально ориентированное предприятие», с 1 июня по 31 августа 2015 г. для жителей г. Читы и Забайкальского края осуществляется программа по льготной замене старых окон и балконов на новые при поддержке администрации ООО «Мой город». Кол-во предложений ограничено! Гарантия 15 лет, ГОСТконтроль». При этом в рекламе использовался силуэт медведя, похожий на тот, что изображён на логотипе «Единой России», и реклама окон воспринималась как акция при содействии государства и «партии власти». В итоге ООО «Мой город» было наказано штрафом в размере 100 тысяч рублей.

 


Ирина Комогорцева
«Читинское обозрение»
№13 (1393) // 30.03.2016 г.