Великая тарифная стена

Она построена стараниями краевой власти между энергетиками и потребителями Забайкальского края.

На прошлой неделе на встрече с журналистами в рамках очередного медиафорума Общероссийского народного фронта президент Владимир Путин сделал важное сообщение: «Мною уже давно поставлена задача перед Министерством энергетики и в целом перед правительством - выровнять тарифы на электроэнергию в тех регионах Дальнего Востока, где они значительно выше, чем среднероссийские».

Вынужденный режим… бездействия

По его словам, тарифы на электроэнергию снизят в тех регионах, где эти показатели значительно выше средних по стране. Неизвестно, коснется ли это Забайкальского края, но под лежачий камень вода не течёт. Наша региональная власть больше радеет за прибыль энергетиков, чем за кошельки граждан и благополучие предприятий. Почему можно так утверждать?

Вот наши соседи из Республики Бурятия в этом вопросе действуют напористо. Например, Владимир Путин поддержал инициативу главы Бурятии Вячеслава Наговицына в части выравнивания тарифов на электроэнергию до уровня соседней Иркутской области. «Значительная разница в тарифах снижает инвестиционную привлекательность республики, сдерживает развитие ее экономического потенциала», - заявили в пресс-службы главы Бурятии. В частности, выравнивание энерготарифов Бурятии и Приангарья будет достигнуто путем включения региона в перечень особых зон оптового рынка электроэнергии по аналогии с Тывой. В сообщении также напомнили, что в 2011 году Бурятия уже попадала в такую зону, что позволило тогда заморозить тарифы вместо их повышения.

Овчинка стоит выделки. Сейчас жители Иркутска и других городских поселений области платят 92 копейки за 1 кВт ч.

А что же мы, жители Забайкальского края? У нас для населения городов тариф на электроэнергию в пределах социальной нормы потребления в первом полугодии 2016 года установлен в размере 2,58 руб./кВт ч, с 1 июля 2016 года будет 2,76 руб./кВт ч. Тарифы сверх социальной нормы потребления с 1 января 2016 года составили - 4,28 руб./кВт ч, с 1 июля 2016 года повысятся до 4,59 руб./кВт ч. Для промышленных предприятий тариф вообще не предсказуем, и никто из их руководителей не может с уверенностью сказать, какой он будет, скажем, в следующем квартале, как планировать издержки, и вообще какой процент займут они в себестоимости продукции. Сейчас предприятия платят до 6,8 рубля за киловатт. Некоторые руководители энергоёмкие производства, как, скажем, директор Дарасунского завода горного оборудования Сергей Белоногов, вообще предпочитают размещать за пределами края – даже с учётом доставки это обходится дешевле. Такая неопределённость и чехарда с тарифами, по мнению опытного энергетика, представителя Общественно-консультативного совета при УФАС по Забайкальскому краю Анатолия Старостина, происходит потому, что Региональной службой по тарифам регулируется только передача и сбытовая надбавка электроэнергии, а производство не регулируется – там свободный рынок. До 2006 года в тарифе две трети занимало производство, остальное – передача и сбыт. Сегодня - наоборот. Так вот, свободный рынок в производстве и правит бал.

Наши же основные производители электроэнергии сумели доказать в правительстве РФ, что затраты на производство у них велики, и они должны продавать свою энергию (электричество, тепло) по так называемому вынужденному режиму. А он предполагает продажу собственным потребителям (краевым) электроэнергии по дорогим, согласованным с властью тарифам, а не по более дешёвым, складывающимся на свободном рынке. Дескать, и уголь у нас дорогой, и оборудование устаревшее… И такой режим будет действовать ещё до 2019 года.

- Думаю, - говорит Анатолий Старостин, - это и расхолаживает наших энергетиков. Если федеральное правительство дало такой карт-бланш, а региональное правительство тоже не возражает, то почему бы и не использовать этот шанс для извлечения прибыли за счёт потребителей? Иначе надо тратиться на воспроизводственные цели, менять оборудование на электростанциях на более эффективное и выходить на рынок с дешёвой электроэнергией. То есть здесь психологическая проблема производителей энергии: зачем всё это делать, если правительство даёт возможность извлекать прибыль за счёт дорогой энергии? У местных потребителей выбора часто просто нет. И получается, что прибыль, которую, например, имеет Харанорская ГРЭС, сопоставима с этим показателем станциями, которые в 6 раз мощнее. Но кто ещё, кроме производителей электроэнергии, в выгоде? Все остальные потребители – и население, и предприятия, особенно промышленные, малый бизнес – в проигрыше.

Чьи интересы ближе правительству?

На фоне бездействия руководства края забайкальцы находятся в крайне ущёмлённом положении. Не случайно депутат Заксобрания Забайкальского края Николай Мерзликин обратился недавно к врио губернатора региона Наталье Ждановой с предложением немедленно включиться в работу по снижению тарифов на электроэнергию.

- Тарифная политика - важнейшее слагаемое инвестиционного процесса, а в таких условиях, как Забайкалье, говорить о равных возможностях для бизнеса с сопредельными территориями сложно. У нас более или менее схожие условия с Бурятией, но из-за тарифов мы в невыгодном положении, это важнейший тормоз привлечения инвесторов, - справедливо сказал депутат.

Не знаю, как на практике поведёт себя региональное правительство при новом губернаторе (хотя основные министры экономического блока остались при своих должностях), но при губернаторе Константине Ильковском, оно явно потворствовало именно позиции энергетиков «вынужденного режима», а не руководствовалось интересами потребителей и улучшением конкурентной среды в крае.

Ну, вот один из примеров, который прозвучал в докладе Региональной службы по тарифам (РСТ) Забайкальского края. Филиал ПАО «МРСК Сибири – «Читаэнерго» подготовил инвестиционную программу на период 2015-2019 годов на сумму 10 млрд. 247 млн. рублей. Из этой суммы 8 млрд. 175,5 млн. рублей включалась в долгосрочные тарифы на услуги по передаче электроэнергии на 2015-2019 годы. То есть эту сумму должны оплатить потребители. РСТ сделало отрицательное заключение этой программы по той причине, что потребовало исключить вложение средств на приобретение электросетевого комплекса г.Читы. Были и другие замечания. Но, несмотря на это, правительством края в лице Министерства территориального развития, программа была утверждена.

И что же в итоге? В 2015 году инвестиционная программа Читаэнерго была благополучно провалена (выполнение всего 18,5%), а вот объём средств на инвестиции в тарифе на передачу электроэнергии по сетям в сумме 354,4 млн. рублей (12,5%) освоен. Что скажет теперь правительство? Трудно предположить. Правительству Ильковского явно ближе были энергетики, а уж все остальные – на вторых ролях. Но оценка-то должна была последовать. Если не выполняете инвестиционную программу, то почему увеличиваете тариф? Кроме того, что теперь делать с сетевым хозяйством Читы, как его делить и использовать – проблема. Очевидно, снова суды. А пока суд да дело, тот же городской бюджет не получает от использования своих сетей законную прибыль.

В то же время Межрегиональная распределительная сетевая компания (МРСК) Сибири своего не упускает. Она посчитала, что установление тарифов на 2011-2015 годы Региональной службой по тарифам не соответствовало закону и иным нормативным актам, «имеющим большую законную силу». В результате, согласно иску, энергетикам Читаэнерго был нанесён большой урон. Разбирательство в Арбитражном суде длилось несколько лет. Наша РСТ билось отчаянно. Но Константин Ильковский по каким-то соображениям решил по-своему и заключил с истцом мировое соглашение. На его основе и вынесено определение суда - взыскать с ответчика (краевой власти в лице регионального Минфина) 1 млрд. 595 млн. 588, 7 тыс. рублей. Так что при всех бедах нищего краевого бюджета правительству края предстоит ещё раскошелиться в пользу энергетиков на круглую сумму.

Такие вот складываются «дружеские» отношения нашего регионального правительства с энергетиками. И очень трудно верится при всём этом, что даже федеральное правительство может в них что-то изменить в лучшую сторону.

 

Владимир Тихомиров