РСТ: МЫ ПРЕДПРИНИМАЕМ ВСЕ УСИЛИЯ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ТАРИФОВ В ЗАБАЙКАЛЬЕ

Тарифы в Забайкалье смущают население региона, тем более на фоне того, что Республика Бурятия обратилась к президенту с просьбой уровнять тариф, и Владимир Путин их поддержал, а недавно он же решил урегулировать тарифы для предприятий Дальнего Востока. Депутат Николай Мерзликин обратился к врио губернатора Наталье Ждановой с предложением решить вопрос с высокими тарифами и у нас.

Почему республика Бурятия снизит тариф, но не до уровня Иркутской области и что можно сделать для уравнивания тарифов в Забайкальском крае корреспонденту ИА «ЗабИнфо» рассказал исполняющий обязанности руководителя региональной службы по тарифам Виктор Паздников.

- Виктор Иванович, расскажите, как обстоят дела с тарифами на электроэнергию в Забайкальском крае? Почему на первый взгляд они кажутся выше, чем в других регионах страны?

Мы получили данные мониторинга фактических тарифов на электрическую энергию по субъектам РФ за 2015 год, проведенного ФАС России, которая сейчас выполняет, в том числе и функцию регулирования тарифов. Забайкальский край по величине тарифов для населения занял 28 место среди 86 субъектов. Причем, по этому показателю мы оказались ближе к тем субъектам, где тариф самый низкий.

Конечно, усредненный тариф сложился в таком размере с учетом того, что у нас в регионе около 30% - это потребители, проживающие в сельских населенных пунктах. Они потребляют электроэнергию по цене для сельского населения.

Для сельских жителей сегодня одноставочный тариф в пределах социальной нормы 1,80 руб./кВтч, с 1 июля будет 1,93 руб./кВтч, сверх социальной нормы – 2,99 руб./кВтч, а будет 3,21 руб./кВтч .

Сельские жители в основном укладываются в социальную норму. Для городского населения, конечно, тариф выше. В пределах социальной нормы 2,58 руб./кВтч, сверх социальной нормы – 4,28 руб./кВтч. С 1 июля будут соответственно 2,76 руб./кВтч и 4,59 руб./кВтч.

Надо понимать, что в среднем по Забайкальскому краю в пределах социальной нормы населением потребляется 69% электрической энергии и только 31% - сверх социальной нормы. Социальная норма сегодня составляет 65 кВтч в месяц на одного зарегистрированного по месту жительства человека.

Исходя из этих условий, средний тариф для населения за 2015 год составил 2,45 руб./кВтч. И именно по этому показателю мы находимся на 28 месте среди субъектов России.

Говорить, что у нас есть какие-то неблагоприятные условия в этой части, не правильно. Мы даже не в середине, мы ближе к тем субъектам, где тариф меньше.

Если говорить вообще о всех потребителях на территории Забайкальского края, то средний тариф получился 2,84. По данному показателю мы на 26 месте.

Кроме того, мы в прошлом году приняли решение, и садоводческие и дачные кооперативы приравняли к сельским территориям. Теперь все дачники платят за электрическую энергию как сельские жители. Учитывая то, что сегодня разрешено получить регистрацию по месту жительства на даче, забайкальцы могут пользоваться тарифом в пределах социальной нормы. Поэтому у нас абсолютно приемлемые условия.

- Чем все-таки обусловлены именно такие тарифы в Забайкалье? И почему в Иркутске цена за киловатт значительно ниже?

Наши тарифы обусловлены в первую очередь технологическими особенностями. В Иркутской области расположена самая дешевая генерация электрической энергии, которая в большей части (около 70 %) вырабатывается тремя ГЭС Ангарского каскада. С учетом того, что там значительно больше объем потребления электрической энергии, стоимость одного киловатт/часа значительно ниже.

Вообще, для каждого потребителя стоимость электроэнергии состоит из четырех составляющих. Первые две, они самые весомые, и они составляют основу цены.

Первая – это стоимость производства электрической энергии. Она сегодня государством не регулируется впрямую, а формируется на оптовом рынке электрической энергии и мощности по задаваемым государством правилам.

Стоимость электрической энергии формируется в рамках ценовых зон и зон свободного перетока, потому что цена на электрическую энергию на оптовом рынке делится еще на две составляющие: электроэнергия и электрическая мощность. Сама электрическая энергия, ее стоимость примерно одинаковая во всех субъектах ценовой зоны. А мы находимся в ценовой зоне №2, которая включает в себя практически все субъекты Сибири.

Вторая составляющая – цена на мощность, она формируется в рамках зон свободного перетока и зависит от характеристик сетевого хозяйства. То есть

от способности сетей передать сгенерированную электроэнергию с одной территории на другую.

В связи с тем, что наша зона свободного перетока ограничена территорией Забайкальского края, вся мощность, которая имеется на территории региона, оплачивается потребителями региона.

Существует несколько механизмов реализации мощности на оптовом рынке, но основных два. Это покупка/продажа мощности, отобранной по итогам конкурентного отбора мощности и покупка/продажа мощности генерирующих объектов, отнесенных к генерирующим объектам, поставляющим мощность в вынужденном режиме.

Наши основные генераторы – это Харанорская ГРЭС и ТГК-14 – они поставляют мощность в вынужденном режиме. И цена для них формируется не рыночными механизмами, а была установлена Федеральной службой по тарифам. И как показывает практика, регулируемая цена в два-три и более раз выше рыночной.

Следующая составляющая, это передача электрической энергии. То есть, расходы, связанные с эксплуатацией электросетевого комплекса и компенсации потерь в электрических сетях. Величина тарифа на услуги по передаче электрической энергии, в первую очередь, зависит от размера экономически обоснованных расходов территориальных сетевых организаций на содержание и обслуживание электросетевого комплекса, а во вторую, от объема полезного отпуска электрической энергии потребителям. В условиях сложившейся экономической ситуации, когда цены на сырье, материалы и прочие составляющие себестоимости передачи электроэнергии непрерывно растут, а объемы потребления на территории края снижаются, формируется высокая стоимость услуг сетевых организаций края.

Если сравнивать с той же Иркутской областью, то там сетевое хозяйство по своим характеристикам, протяженности, расходам на содержание сопоставимо с нашим. А объем потребления электрической энергии там в разы выше, соответственно и стоимость передачи единицы электроэнергии существенно ниже.

Тарифы на передачу устанавливаются по субъектам РФ. Ни в среднем по стране, ни в среднем по федеральным округам. Именно из-за этих двух первых составляющих (покупка на оптовом рынке и передача) у нас стоимость электрической энергии более высокая, чем в некоторых других регионах. Но если взять средние, они у нас не самые большие. Кроме того, тариф на передачу дифференцируется по пяти уровням напряжения. Чем выше уровень напряжения, тем меньше тариф на передачу электрической энергии. Чем ниже, тем, соответственно, выше. Чем мельче потребитель и чем меньше он потребляет электрической энергии, тем у него стоимость электрической энергии выше.

Большинство потребителей подключено на низком или на среднем втором уровне напряжения, у них тариф значительно выше, чем для крупных потребителей, которые подключены на высоком уровне напряжения.

Сети высокого напряжения на одну единицу электрической энергии требуют меньшего количества ресурсов на их содержание, чем сети низкого напряжения, которые более протяженные, в них существенно выше уровень технологических потерь.

Третья составляющая – сбытовая надбавка. Она составляет не такую большую долю, но достаточно весомая. Это возмещение затрат сбытовой организации, которая занимается сбытом, то есть электроэнергию продает. Энергосбытовые организации ведут учет, расчет, работают с потребителями, занимаются покупкой электроэнергии с оптового рынка. Эта работа также требует затрат, в основном связанных с оплатой труда.

Четвертая составляющая – федеральные факторы или цена на неотъемлемые услуги, связанные с процессом снабжения электрической энергией потребителей. Это услуги по организации оптовой торговли электрической энергией и мощностью оказываемой коммерческим оператором оптового рынка ОАО «АТС», услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике ОАО «СО ЕЭС», услуги по расчету требований и обязательств участников оптового рынка ОАО «ЦФР.

Существует еще одна проблема, она связана с ростом оптовой цены во всей Сибири. Этот рост идет большими темпами с конца 2014 года, причем существенно большими, чем рост тарифа на передачу и сбытовой надбавки. Связано это со следующим. Постановлениями правительства РФ зафиксированы две ценовые зоны. Первая, это центральная часть России и вторая – это вся Сибирь. Рыночные механизмы формирования цен в первой ценовой зоне сформировали цену выше, чем во второй, потому что цена в центральной части России всегда была выше, чем в Сибири. Эти две зоны были изолированы друг от друга.

В конце 2014 года были введены в эксплуатацию электрические сети, которые соединили эти две ценовые зоны. Появились перетоки электроэнергии между зонами и спрос на дешевую электрическую энергию со стороны первой ценовой зоны из второй, привел к тому, что цена во второй зоне начала расти. Этот процесс продолжается, объемы передачи электроэнергии увеличиваются. Тем не менее, рыночные механизмы работают и постепенно цена по России выровняется.

- Сейчас руководство Республики Бурятия обратилось к президенту России с предложением уровнять тариф на электроэнергию для привлечения инвесторов, как вы думаете, что из этого выйдет?

В Бурятии сейчас ситуация даже хуже, чем у нас. Наши коллеги давно уже вынашивают идею сблизиться по уровню тарифов с Иркутской областью, так как они с ними непосредственно граничат, и они так же находятся на берегу озера Байкал.

Поручение президента аналогичного содержания уже было несколько лет назад. Предложение Республики Бурятия заключается в установлении цены на оптовом рынке на фиксируемом уровне, что позволит снизить тарифы для прочих потребителей. Данные преференции, являясь исключением из правил, не соответствуют рыночным механизмам и противоречат действующему сегодня законодательству в электроэнергетике. Правительство Бурятии уже на протяжении нескольких лет настаивает на исполнении вышеуказанного предложения.

Надо сказать, что получив преференцию по оптовой цене на электроэнергию, тарифы на электроэнергию в Иркутской области и в Республике Бурятия не сравняются. А сама эта преференция, скорее всего, будет носить временный характер, как это уже было в 2011 году.

Не так давно депутат Николай Мерзликин обратился к врио губернатора Забайкальского края Наталье Ждановой решить вопрос с тарифами в Забайкалье? Возможно ли это в нынешних условиях, и какие шаги возможно уже предпринимаются по этому поводу?

- Возможно. Но принятие точечных решений, как предлагают коллеги из Бурятии, идет вразрез с основными принципами реформы электроэнергетики. Реформа вроде бы состоялась и рыночные механизмы определены. Все авторы реформы и те, кто сегодня руководит электроэнергетикой в стране, они говорят, что эти механизмы должны и дальше работать. А вот такие точечные решения, они как раз таки нарушают и не соответствуют основным принципам.

Если для Бурятии будут введены какие-то преференции, разница между рыночной ценой и ценой, определенной в результате этих преференций, будет распространяться на всех потребителей ценовой зоны. То есть за Бурятию заплатят все остальные субъекты, находящиеся в рамках этой ценовой зоны. В том числе и мы.

Мы, в свою очередь, постоянно предлагаем корректировать правила оптового и розничного рынков, которые позволили бы нам вот эти наши особенности, при которых оптовая цена и тариф на передачу складываются существенно выше, чем в той же Иркутской области, устранить и стоимость электроэнергии для потребителей усреднить между регионами.

Мы предлагали зону свободного перетока «Чита» объединить с зоной свободного перетока «Сибирь», чтобы наша дорогая вынужденная генерация распределялась по всей территории округа. Мы предлагали устанавливать тарифы на передачу электрической энергии не по субъектам РФ, а в целом по ценовым зонам или федеральным округам, что позволило бы равномерно распределить нагрузку между всеми потребителями таких территорий. Получали, в том числе, и положительные отклики, но в конечном итоге эти идеи не прошли, поскольку они не соответствуют существующим сегодня принципам функционирования электроэнергетики, и в среднероссийской статистике по уровню цен мы выглядим далеко не хуже всех.

Но мы, безусловно, будем продолжать готовить документы по совершенствованию нормативных актов, регулирующих правила работы оптовых и розничных рынков электроэнергии, чтобы цена у нас и на оптовом рынке и на передачу электроэнергии была примерно одинаковая с другими регионами. В этом направлении мы начали работать при Равиле Фаритовиче Гениатулине, направляли свои предложения во все уполномоченные федеральные органы, мы эти предложения, уже переработанные и дополненные, направляли в федеральный центр и при Константине Константиновиче Ильковском, ну и с Натальей Николаевной Ждановой мы, конечно, также будем активно над этим работать.

Автор: Александра ЛЕОНТЬЕВА. 
Опубликовано: 31 марта 2016 г.