Квест «Уехать на КСК»

Выбор общественного транспорта в Чите невелик – троллейбусы и маломестные автобусы. У жителей микрорайонов КСК и ГРЭС вариантов ещё меньше: в центр города и обратно они могут уехать только на маршрутках, которые «вымирают» с наступлением темноты. При этом мэрия, по мнению большинства участников заседания общественного совета Черновского района, проблему не решает: нет денег, чтобы создать муниципальный автобусный парк; нет желания, чтобы навести порядок в сфере перевозок.

Собраться на внеочередное заседание общественников побудил конкурс мэрии на право организовать маршрутные перевозки по 40 направлениям, в том числе на КСК и ГРЭС, в котором пожелания жителей чиновники не учли. Председатель общественного совета жителей посёлка ГРЭС Константин Коростелёв пояснил, что требования направлялись ещё в 2016 году.

«Больше года мы вели переписку с администрацией города, гордумой. Направили несколько жалоб, обращений и предложений. В частности, предлагали разработать графики движения транспорта, запретить водителям слушать музыку, в том числе шансон, кроме радиостанций, ввести штрафы за сход с линии и движение вне графика, а также обязать перевозчиков использовать ГЛОНАСС, учитывая, что оборудование для диспетчерской службы мэрия уже купила и протестировала», — сказал Коростелёв.

По его словам, год прошёл, а ситуация не улучшилась, хотя пункт об установке ГЛОНАСС в маршрутках появился в новом конкурсе на право перевозок, но бизнесмены оспорили его в Федеральной антимонопольной службе, которая признала требование необязательным. Присутствовавший на заседании начальник дорожно-транспортного управления комитета городского хозяйства Александр Павлов заявил, что мэрия будет обжаловать это решение. При этом он заверил, что если пункт о ГЛОНАСС вернётся и конкурс пройдёт, то возникнет другая проблема — следить за перемещением маршруток будет некому из-за отсутствия диспетчерской.

— Оборудование у меня в кабинете лежит. Но я не буду разглядывать телевизор, где тысячи маршруток. Придётся обращаться к Олегу Кузнецову (сити-менеджер Читы — С.Б.), чтобы вновь создавать диспетчерскую службу, которую ликвидировали, — сказал Павлов.

При этом чиновник не смог дать гарантий, что мэрия без диспетчерской службы сможет контролировать график движения маршруток, которые по документам обязаны ходить с 6.00 до 22.00, а по факту исчезают уже после 20.30, поэтому уехать на КСК из центра Читы на общественном транспорте невозможно.

Кроме Павлова дать гарантии было некому – все остальные приглашённые представители исполнительной власти, в том числе глава Черновского района Фарит Гизатулин, встречу проигнорировали. Из восьми депутатов гордумы от района присутствовали только двое – Наталья Нестеренко и Александр Катушев.

— Получается, что администрация, кроме проведения конкурса, ничего сделать не может, вопросы общественного транспорта в Чите не решает. Вы можете сделать регулируемые маршруты? Можете обеспечить движение автобусов по расписанию? – спросил Павлова председатель общественного совета Черновского района Денис Шимохин.

— Я не уполномочен решать такие вопросы. Готов ответить официально в письменном виде. Буду выполнять то, что входит в мои должностные обязанности, — ответил Павлов.

Общественник Константин Коростелёв напомнил чиновнику, что сам многократно присутствовал при проверках водителей маршрутных автобусов, но проблему эти рейды никак не решают. При этом мэрия только собирает предложения жителей, но их не рассматривает уже минимум 2 года.

По мнению Коростелёва, из-за отсутствия после 20.30 маршруток до Черновского района жители КСК и ГРЭС отказываются от поездок в кино, театр, на прогулки по городу, а работающие до 9.00 вынуждены вызывать такси, что бьёт по личному бюджету.

Сервис также не устраивает общественников. Присутствовавшие на заседании отметили некультурное поведение водителей, которые слушают музыку тюремного содержания, разговаривают по телефону во время движения, не убирают салон, в котором часто пахнет бензином и табаком. Кроме того, на стоянках маршрутных автобусов нет туалетов и помещений для питания, поэтому перевозчики справляют нужду на улице, перекусывают на бегу, разбрасывая мусор.

«На ГРЭСе вообще нет ни одной оборудованной автобусной остановки. Нет ни укрытия от осадков, ни урн, ни скамей. Места стоянок маршруток также не оборудованы. Парковые зоны и стены домов в итоге превращаются в туалеты. Это настраивает жителей против всех водителей, в том числе добросовестных», — сказал Коростелёв.

Жители района напомнили представителям власти, что за последние 3 года на КСК и ГРЭС возвели 35 новых домов, куда переселяют, в том числе, собственников ветхого и аварийного жилья со всего Забайкальского края, предоставляют квартиры детям-сиротам. Население, в итоге, увеличилось примерно на 7,2 тысячи человек, а инфраструктуры не создано. Нет новых школ и детских садов; нет обещанной ещё в советское время троллейбусной линии; нет больших автобусов. В итоге утром в час пик людям трудно уехать на работу и учёбу, а вечером – вернуться домой.

От перевозчиков выступила предприниматель, работающая на 57-м маршруте. Она рассказала, что сама ездит на «Газели» по маршруту и вечером это делать невыгодно, поскольку один-два пассажира не окупают расходы.

— Мы уже предлагали мэрии ввести вечерний тариф после 20.00. Например, на 25% выше действующей стоимости, но его не поддержали. Что касается больших автобусов, то ходил ПАЗ полупустой. Сейчас маршруток много, нет проблемы уехать с КСК. Скажите мне, когда вы не можете уехать и я приеду посмотреть, — заверила предприниматель.

В ответ общественник Константин Коростелёв пояснил, что вечером на остановках мало пассажиров, потому что люди боятся не уехать, поэтому планируют своё время так, чтобы вернуться домой раньше, либо заказывают такси.

Участники заседания запланировали отправить властям новые требования. На сей раз документ они пошлют правительству Забайкалья, Законодательному собранию и в приёмную президента. Среди требований – прекратить конкурс мэрии до внесения изменений по требованию жителей, обязать перевозчиков установить ГЛОНАСС, ездить с 6.00 до 23.00, организовать маршруты между КСК и ГРЭС, а также между Черновским и Железнодорожным районами, создать льготные автобусы по всем направлениям, муниципальный автопарк, разместить графики движения маршруток на остановках.

Требования, безусловно, правильные, но по большей части для Читы фантастические. Власти давно самоустранились от автобусных перевозок в городе, отдав эту прибыльную сферу предпринимателям, которые работают так, как выгодно им. При этом любые новые законы, касающиеся увеличения расходов, воспринимаются в Забайкалье как попытка задушить якобы только начинающий вставать с колен бизнес. Сами же предприниматели не заинтересованы в улучшении качества услуг, им не нужно создавать комфортные условия для пассажиров, у которых только один выбор – либо плохо ехать на маршрутке, либо хорошо идти пешком.

17:11, 20 ноября 2017, Сергей Бумагин