Как компания, сорвавшая сдачу ФАПов, строит ясли в Забайкалье

Пристройки к детским садам для детей от 1,5 до 3 лет в Забайкальском крае начали строить с 2018 года. Финансируется строительство за счёт средств национального проекта «Демография». За три года в Чите и районах края сдали несколько десятков таких яслей.

Двое из них должны были открыть в Могоче 20 декабря 2020 года. Но власти Могочинского района подписали с подрядчиком дополнительное соглашение и сдвинули сроки на май. Причина очевидна — пристройки к декабрю были не готовы. При этом застройщик уже получил 70% средств от стоимости контракта.

И это далеко не все вызывающие недоумение детали этого строительства. Началось всё с того, что заказчик (администрация Могочинского района) расторг контракт с выигравшей аукцион компанией по причине того, что те не успевали сдать пристройки в срок — к декабрю.

После этого на территориях строительства ввели режим повышенной готовности, который позволяет без конкурсных процедур заключить контракт с нужным подрядчиком. Им, кстати, стала уже известная компания «Мостостроительный отряд-53». Та самая, которая завалила строительство десяти фельдшерско-акушерских пунктов в регионе. За два дня до сдачи объектов администрация района подписала дополнительное соглашение с «Мостоотрядом-53» и сдвинула сроки сдачи пристроек на май.

Это очередное безумное комбо уничтожает всю логику федерального закона о госзакупках. Подобный клубок, который власти региона скрутили при строительстве пожарных частей в Забайкалье, уже распутывают правоохранительные органы по материалам проверки УФАС.

Хронология

Аукцион на строительство пристройки к детскому саду №77 в городе Могоча на улице Комсомольская, 16, разыграли 13 августа. Его выиграла компания из Улан-Удэ ООО «Уровень», снизив цену контракта с 37,7 миллиона рублей до 37,5 миллиона.

Компания начала строить. Но 3 октября заказчик в одностороннем порядке расторг с ООО «Уровень» контракт с формулировкой «просрочка исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (в том числе гарантийного обязательства)».

После этого 6 ноября власти Могочинского района ввели на территории строительства пристроек режим повышенной готовности, который позволяет, минуя конкурсные процедуры, заключить контракт с поставщиком. При этом на сайте госзакупок отсутствуют письма с коммерческими предложениями от компаний.

Обычно в таких случаях заказчик запрашивает у разных компаний коммерческие предложения, за какую сумму они готовы выполнить работы. И уже исходя из ответов выбирает поставщика. Так, например, было в истории с пожарными частями.

Здесь же, видимо, решили не усложнять процесс какими-то письмами. Поставщик родной, единственный и неповторимый — «Мостостроительный отряд-53». С ним и заключили контракт на строительство пристройки к детскому саду по улице Комсомольской, 16, которую начинал строить ООО «Уровень». И тут же благодаря режиму ЧС с «Мостоотрядом» как с единственным поставщиком заключили контракт на строительство пристройки к детсаду по улице Интернациональной, 4. При этом компания получила аванс в размере 30% от стоимости контракта.

Первоначальный срок сдачи объектов был установлен на 20 декабря 2020 года. Но за два дня до завершения работ «Мостостроительный отряд-53» и администрация Могочинского района заключили дополнительное соглашение о продлении срока строительства до 1 мая 2021 года. При этом не указаны никакие пояснения о причинах, почему стройку продлили.

Сейчас «Мостостроительный отряд-53» уже получил 70% оплаты за работу. Общая стоимость контракта пристройки на улице Интернациональная, 4, составляла 36,3 миллиона рублей, фактически оплачено — 26,2 миллиона.

Аналогичная ситуация со второй пристройкой на улице Комсомольская, 16. Там общая стоимость контракта 36,5 миллиона, уже оплачено 25,8 миллиона.

«Мы остались за бортом»

Директор ООО «Уровень» Бато Брюханов в комментарии ИА «Чита.Ру» говорит, что изначально на строительство яслей были заложены короткие сроки и, когда компания заходила на объект, она предупредила администрацию района, что их необходимо сдвинуть на 2021 год.

«Вы сейчас нам напомнили очень больную тему с этой пристройкой. Мы понесли там финансовые потери и решили всё это забыть как страшный сон. Официальная причина — мы не успевали в срок уложиться, и с нами решили расторгнуть контракт. Никакого дополнительного соглашения о переносе сроков нам никто не предлагал заключать», — рассказывает Брюханов.

Говорит, что не понимает, почему другой компании позволили эти сроки сместить аж на май: «С октября начались разговоры о том, что нас хотят убирать. Но мы продолжали работать. А потом они подали заявление об одностороннем расторжении договора. Кстати, наши субподрядчики там остались и работают так же. Просто нас поменяли, а субподрядчики остались. Мне непонятно, почему так всё произошло».

По словам Бато Брюханова, из-за расторжения контракта компания понесла серьёзные убытки: «Нас за бортом оставили, и мы оказались в неприятной ситуации. Мы на этом контракте потеряли всё, что заработали в 2020 году. И часть прибыли за 2019 год. Никакого запаса не осталось. Сейчас приходится лезть в долги».

Руководитель ООО «Уровень» говорит, что раньше с подобными ситуациями компания никогда не сталкивалась.

«Там по объекту было понятно, что его надо строить как минимум полгода. По всем строительным нормам такой срок. А по контракту получалось чуть более трёх месяцев. Это мало. Мы когда заходили, то обговаривали вариант переноса на следующий год. Они об этом знали и даже предлагали нам зайти на второй садик», — добавляет он.

«Если бы было так, следственные органы бы уже работали»

Глава Могочинского района Анатолий Сорокотягин не видит никаких противоречий в ситуации со строительством пристроек к детским садам.

(диалог с Анатолием Сорокотягиным)

(Т.П.) — Почему вы поменяли поставщика?

— Мы поменяли поставщика, потому что он нарушил сроки строительства.

— Но Мостоотряд же тоже нарушил сроки?

— Они хотя бы не игнорируют наши предписания, которые есть. И исполняют.

— А какие предписания?

— Контракт же предлагает всегда план-график выполнения работ. Всё поэтапно. План-график неоднократно нарушался и не исполнялся. Согласно законодательства РФ мы направляли предписания и уведомления. У нас же есть ещё Стройконтроль, помимо нас. Не считая Стройнадзора. С учётом срока контракта и неисполнения фактически контракта было принято решение, может быть, конечно, и поздно. Честно говоря, мы до последнего тянули. Со стороны края было обращено внимание, что мы долго выясняли. Было принято решение расторгнуть контракт, и был заключён другой контракт.

— Для этого вы ввели режим повышенной готовности

— Да.

— По каким критериям вы выбрали «Мостоотряд»? Вы знали, например, что они с трудом строят ФАПы? Вы запрашивали у других компаний коммерческие предложения, на каких условиях они готовы строить?

— Насчёт того, что они там что-то не построили, честно сказать, не догонял. Кроме них была и другая компания (на сайте госзакупок не опубликованы письма с коммерческим предложением от этой компании — авт.) Остановились на них, потому что они показались с учётом тех требований, которые предъявлялись — силы и средства, финансовая обеспеченность. И с ними был заключён контракт. Сейчас я подробно не скажу. Это было в прошлом году. Надо документы поднимать, чтобы предметно и конкретно вам рассказать, почему именно они, а не другие.

— На сайте госзакупок нет коммерческих предложений от других поставщиков. Поэтому складывается впечатление, что всё это сделали под одну удобную для кого-то компанию?

— Если бы было так, следственные органы бы уже работали. Сейчас не готов сказать, разместили там или нет. Уточню у своих.

Разговор оборвался, позже дозвониться до Анатолия Сорокотягина не получилось.

В этой истории особенно поражает слепое доверие к «Мостостроительному отряду-53». Эта компания в сентябре 2020 года должна была построить десять фельдшерско-акушерских пунктов, но большинство из них не сданы до сих пор. Эта компания выступала субподрядчиком при строительстве тех самых уже знаменитых пожарных депо, и части, которые должны были сдать в декабре, заработали только к весне.

В данной закупке «Мостоотряду-53» предоставили удивительные условия: и сроки сдвинули, и уже оплатили 70% от стоимости контракта, при том, что до окончания работ ещё 2 месяца. Кто же так влюблён в это микропредприятие из Агинского? Почему именно им идут на такие поражающие своей абсурдностью уступки?

Ситуация с пристройками очередной раз демонстрирует уровень освоения федеральных денег в Забайкалье, в данном случае, по национальным проектам. Неугодных подрядчиков сбрасывают с объектов, прибегая к проверенной не единожды схеме — ввод режима повышенной готовности. После чего контракты передают удобным поставщикам. Видимо, так трактуют власти Забайкалья суть честного закона о госзакупках.

 

,

  • выпускающий редактор: Екатерина Шайтанова