Чем дальше, тем больше

Почему в регионе растут энерготарифы, и можно ли это остановить?

Забайкальское Управление Федеральной антимонопольной службы озвучивает любопытные цифры: «В 2011 году в среднем по году рост стоимости электроэнергии для конечных потребителей края (кроме населения) относительно 2010 года составил 21,5%, а по ряду предприятий  –  около 30%». Увеличение  –  выше порога в 15%, объявленного Правительством РФ.

Общественно-консультативный совет при УФАС края, обеспокоенный этим фактом, неприятным для производства и всего региона в целом, обратился в федеральный центр. Почему услуга дорожает, а немалая часть объектов энергосистемы практически не обновляется? Какие пути решения проблемы предложила Москва?

Реформа не достигла цели

 – Дать однозначный ответ на вопрос, как остановить рост стоимости электроэнергии, сегодня сложно. Отчетные данные 2011 года показывают, что для Забайкалья, кроме увеличения всех составляющих инфляционного характера, основной глобальной причиной, которая способствуют росту тарифа на электроэнергию для конечных потребителей, является проблема «вынужденных генераторов», –  комментирует Анатолий Старостин, представитель Общественно-консультативного совета при УФАС, независимый эксперт по вопросам электроэнергетики.  –  Необходимо признать, что реформы в отрасли не достигли своих конечных целей. Идет постоянное изменение нормативной базы розничных и оптового рынков энергии. К сожалению, присутствуют не всегда эффективные элементы прямого государственного регулирования. Эти моменты настораживают потенциальных инвесторов, способных вложить финансовые ресурсы в развитие энергетики.

На мой взгляд, – продолжает эксперт, для полноценной деятельности энергетики как в России в целом, так и в отдельных ее регионах должен присутствовать ряд условий. Во-первых, сбалансированная конкурентная среда рынков энергии. Во-вторых, для производителей и потребителей энергии, должны быть сформулированы прозрачные долгосрочные правила поведения на рынках. Во-третьих,  должна заработать схема, когда электростанции реально конкурируют между собой, и больший доход получает тот генератор, кто предложил меньшую цену. Потребитель, в свою очередь, вправе выбрать себе поставщика электроэнергии, сбытовую компанию с более выгодными условиями, с более дешевой энергией. Государство должно выступать гарантом соблюдения правил энергорынков, отслеживать соблюдение баланса интересов энергокомпаний и потребителей. В идеале потребитель энергии вообще не ощущает на себе процессы реформирования энергетики.

К сожалению, эта схема, близкая к задуманной еще в начале реформ, полностью так и не заработала, в том числе и в Забайкальском крае. В полемике о реформах энергетики мы слышим о проблемах непосредственно в энергокомпаниях, и они там реально существуют. Но насколько часто и кто давал и дает оценку эффекта реформ у потребителей энергии?

Электроэнергия  –  это ресурс, на основе которого функционирует производство, социальная сфера, комплекс ЖКХ. Отрицательные и положительные составляющие реформы электроэнергетики как в зеркале отражаются на всем: и на стоимости услуг ЖКХ, и на конечной цене всех видов продукции. Логично ожидать, говорит Анатолий Старостин, что энергокомпании в приоритетном порядке мобилизуют все имеющиеся и привлеченные ресурсы и реализуют инвестиционные проекты, в значительной степени повышающие их эффективность. В итоге снижая стоимость вырабатываемой энергии. Только такой подход позволит электростанции найти потребителей на рынке электроэнергии, а не оказаться «выведенной из эксплуатации» из-за неэффективности и высокой стоимости энергии.

Интересен факт, что при всех современных сложностях в энергетике, российские генерирующие компании, в которых преобладают иностранные собственники, достаточно успешно и вовремя реализуют свои инвестиционные проекты и, как правило, имеют прибыль. Видимо, привыкли работать сложных условиях, и стремятся к конкуренции и завоеванию рынков. Чего, к сожалению, не скажешь про большинство энергокомпаний, где владельцы  –  наши соотечественники.

 – Главным фактором, определяющим отношения между поставщиком и потребителем энергии, следует считать стоимость энергии,  –  продолжает эксперт ОКСа.  –  Напомним, что с 1 января 2011 года как такового регулирования тарифов для конечных потребителей, кроме населения, уже нет. Рынок электроэнергии полностью либерализован. В общей цепочке составляющих конечной цены электроэнергии регулируется только передача энергии и сбытовая надбавка энергосбытовой компании. Рост этих составляющих в 2011 году в нашем крае не превысил установленного 15%-процентного предела. Основной причиной превышения тарифов для конечных потребителей сверх установленного предела в Забайкальском крае следует считать стоимость энергии и мощности на оптовом рынке в нашем регионе.

«Вынужденные» или слабые?

Электростанции предлагают на оптовый рынок свой «товар» в виде двух составляющих: «мощность» и «электрическая энергия». Чтобы читателям, далеким от терминологии энергетики, было понятно, что такое электрическая энергия и мощность, сравним ситуацию с услугой подкачки воды со своей скважины, которую вы оказываете соседям по даче. Соседи за помощь в водоснабжении платят вам не только за кубометры воды из вашей скважины (это электрическая энергия на рынке), но и за то, что вам приходится промывать скважину, ремонтировать насос, ведь он изнашивается от работы, платить сторожу за охрану скважины и насоса (это плата за мощность).

 – В рамках подготовки к работе в условиях свободных цен на энергию, во второй половине 2010 года, на федеральном уровне был проведен Конкурентный Отбор мощности (КОМ) для электростанций, оценивающий их заявленные цены,  –  сообщает Анатолий Старостин.  –  В процедуре отбора мощности всех электростанций страны участвовали, в том числе и электростанций Забайкальского края (Харанорская ГРЭС, Краснокаменская ТЭЦ и Читинская ТЭЦ-1).

В 2011 году из указанных трех электростанций только Краснокаменская ТЭЦ заявила стоимость своей мощности не выше предельного уровня, установленного для ценовой зоны Сибири и была отобрана для работы на конкурентном оптовом рынке.

Харанорская ГРЭС (ОАО «ОГК-3») и Читинская ТЭЦ-1 (ОАО «ТГК-14») не прошли конкурентный отбор, заявив стоимость своей мощности значительно выше предельной по Сибири. В этой связи в 2011 году они были признаны электростанциями, работающими в «вынужденном режиме». Заметим, что с января 2011 года электростанции Забайкальского края объединены для работы в Зону Свободных Перетоков «ЧИТА». Таким образом, около 65% мощности электростанций в крае имеют цену значительно выше предельной. Соответственно, в 2011 году их мощность по заявленной высокой цене продавалась и покупалась потребителями внутри Зоны Свободных Перетоков «Чита», т. е. потребителям Забайкальского края. Этим фактом и объясняется основная причина роста тарифов на электроэнергию для конечных потребителей Забайкалья в среднем по году более чем на 20%, а не на 15 %, как было установлено. Разумеется, здесь речь не идет о тарифах для населения.

Логично было бы разобраться, считает Анатолий Старостин, почему стоимость мощности у новой, с современным оборудованием Харанорской ГРЭС значительно выше, чем у Краснокаменской ТЭЦ? Почему новое эффективное генерирующее оборудование выдает на рынок товар значительно дороже, чем старое, и долго ли это будет продолжаться? «Вынужденный режим» работы генерирующего оборудования  –  это синоним неэффективной генерации с устаревшим оборудованием, с высокой стоимостью вырабатываемой энергии. Работа генераторов в «вынужденном режиме» ограничена временным периодом 1-2 года. Выход из данного режима возможен в двух направлениях. Первое  –  радикально, путем реконструкции, модернизации, нового строительства, повысить эффективность станции и снизить цену отпускаемой энергии, стать конкурентным и выйти на рынок. Второе  –  это вывод из эксплуатации и закрытие неэффективных генераторов.

Итак, правилами рынка формулируется концепция защиты потребителей электроэнергии от поставщиков дорогой, неконкурентной энергии. Так можно ли предположить, что Харанорская ГРЭС неэффективна и по действующим правилам подлежит выводу из эксплуатации? Конечно, нет. По всем параметрам Харанорская ГРЭС станет флагманом энергетики Забайкалья. Собственники компании вкладывают значительные финансовые средства в повышение ее эффективности. Уже в ближайшее время ожидается пуск третьего энергоблока. Надеемся, что руководство компании реализует все конкурентные преимущества электростанции, и «вынужденный режим» не будет ассоциироваться с Харанорской ГРЭС.

 – Второй важнейший в Забайкальском крае энергоисточник  –  это Читинская ТЭЦ-1,  –  напоминает Анатолий Старостин.  –  Весь 2011 год станция работала в «вынужденном режиме» и получала соответствующую плату за отпускаемую на оптовый рынок мощность и электроэнергию. В 2012 году ТЭЦ-1 также не прошла конкурентный отбор мощности, заявив высокую стоимость. Однако с января 2012 года ее работа не квалифицируется как работа в «вынужденном режиме». В связи с этим по действующим правилам ей оплачивается только стоимость отпускаемой на оптовый рынок электроэнергии, а отпускаемая мощность не оплачивается. Что в результате? Потребители электроэнергии на себе этого никак не ощущают, скорее и не знают об этих фактах, получая электроэнергию.

Но ОАО «ТГК-14» несет серьезные убытки. При этом мы хорошо понимаем, что Читинская ТЭЦ-1 обеспечивает теплоснабжение города Читы. Надежность всего комплекса теплоснабжения города, второго основного профильного вида деятельности ТЭЦ-1, целиком и полностью зависит от стабильности финансового состояния компании. Согласно её отчетам за первое полугодие 2012 г., убытки компании уже превысили миллиард рублей. Насколько в таких финансовых условиях возможно полноценно подготовить электростанцию к работе в условиях осенне-зимнего максимума?

Из прессы известно, что в настоящее время решается вопрос о придании статуса «вынужденного режима» для Читинской ТЭЦ-1. Как следствие, возможно появление оплаты за мощность для электростанции. Это, несомненно, важный момент для компании при таком финансовом положении, но только до конца года.

А что будет с января 2013 года? Надо полагать, в стратегии развития компании, в соответствующих её инвестиционных проектах собственники и топ-менеджмент предусмотрели повышение эффективности генерирующего оборудования, выход компании на уровень устойчивого финансового положения в условиях рынка. Было бы ошибкой связывать улучшение финансового состояния энергокомпаний только с ростом тарифов на энергию.

Потерянная дорога. Еще одна острая проблема забайкальской энергетики, по мнению Анатолия Старостина, перекрестное субсидирование или прекращение действия договора так называемой «последней мили». Забайкальская железная дорога и некоторые потребители Забайкалья платят за услуги передачи энергии региональной сетевой компании «Читаэнерго», хотя в действительности, физически этими услугами не пользуются.

 – Таков сегодня действующий механизм формирования тарифов на передачу электроэнергии,  –  говорит Анатолий Старостин.  –  РСТ Забайкальского края при установлении тарифов на энергию планировала определенную долю средств в финансовом потоке от Забайкальской ЖД. Эту долю в итоге и получало «Читаэнерго». Сегодня ЗабЖД оплачивает электроэнергию напрямую Русэнергосбыту. «Читаэнерго» и «Читаэнергосбыт» не получают свою установленную в тарифах часть из этого финансового потока. Филиал ОАО МРСК Сибири «Читаэнерго» теряет значительный объем выручки и вынужден снижать расходы, отчего страдает производственный процесс, надежность электросетевого комплекса.

Парадоксально, но следует констатировать, что в регионе «потерян», в смысле финансового потока, крупный потребитель энергии, ЗабЖД, часть оплаты электроэнергии от которой шла на финансирование содержания электросетей и подстанций «Читаэнерго». Но электросетевой комплекс «Читаэнерго» ничуть не сократился. По-прежнему на его содержание требуются все те же деньги. Руководство филиала провело и проводит большую работу по сокращению затрат, повышению эффективности управления, но полностью перекрыть потерянный финансовый поток в настоящее время просто не реально.

Что делать? Если выпадающие доходы, ранее получаемые от Забайкальской ЖД, разложить на оставшихся потребителей, то скачок тарифов для них по разным оценкам составит от 50 до 90%!

В настоящее время, отмечает представитель Общественно-консультативного совета, начат процесс объединения двух основных инфраструктурных энергокомпаний  –  ОАО ФСК и Холдинга МРСК. ФСК управляет электросетями напряжением 220 кВ и выше, а Холдинг МРСК управляет электросетями до уровня 110 кВ. Между этими инфраструктурными сегментами передачи электроэнергии и существует перекрестное субсидирование. В случае объединения компаний, в плане финансовых доходов и расходов одного юридического лица, возможно выравнивание затрат на передачу по разным уровням напряжения и прекращение перекрестного субсидирования. Но насколько быстро будут происходить все корпоративные процедуры слияния этих компаний?

Не тарифом одним

 – Убежден, что тариф на электроэнергию и тепло  –  это не единственный источник финансирования развития энергокомпаний. Радикального развития энергетика от этого не получит и только тариф как источник инвестиций не спасет от старения оборудования,  –  продолжает Анатолий Старостин.  –  Экономически обоснованный тариф позволяет справиться лишь с текущими затратами  –  топливо, зарплата, налоги, материалы, услуги, подряды. Развитие энергетики региона  –  это миллиарды, десятки миллиардов рублей. Давайте, наконец, поймем, что такую сумму в тариф не вложишь и не возьмешь с потребителя, он просто не вынесет, а производственники-потребители энергии уйдут из региона. Кому нужна такая энергия?

Есть разные варианты привлечения инвестиций. Один из них портфельные инвесторы: акционерное общество выпускает дополнительный пакет акций, их покупают новые владельцы. Правда, при этом действующим собственникам придется пододвинуться и поделиться правами в управлении компаниями и ее доходами. Еще один источник  –  государство, участие в федеральных целевых программах (для нас  –  развитие Дальнего Востока и Забайкалья). В свое время были внесены предложения о строительстве за счет этой программы ряда крупных электросетевых объектов в Читинской области, а также предполагалась замена автотрансформатора и строительство градирни на Читинской ТЭЦ-1. До настоящего времени существует Инвестиционный фонд Российской Федерации. Генерирующие компании практикуют выпуски купонных облигаций. Механизм государственно-частного партнерства в сфере теплоснабжения  –  тоже не фантастика. Да, это не простые механизмы привлечения инвестиций. Их применение требует от компаний серьезной проработки инвестиционных проектов, немалых усилий для их реализации. Но все эти механизмы позволяют привлечь финансовые средства для развития компаний, причем, не перегружая тарифы на энергию. К сожалению, финансирование замены автотрансформатора на ТЭЦ-1 стоимостью почти 300 млн. рублей осуществлялось за счет тарифов на электроэнергию.

– На мой взгляд, – завершает размышления Анатолий Старостин, – в сложившихся условиях в электроэнергетике необходимо с участием энергокомпаний дать реальную оценку функционирования рыночных механизмов. Сегодня крайне необходима объективная оценка сложившейся ситуации в энергетике края, а также ее ближайшей и отдаленной перспективы. Необходимо проанализировать и оценить соответствие стратегий развития энергокомпаний, провести совместно с собственниками компаний необходимые корректировки программ, подготовить сообща с региональными и федеральными властями предложения по их реализации. В период активного формирования и изменения правил функционирования рынков энергии вполне возможно внести в эти правила и механизмы свои «региональные особенности».

Развитая инфраструктура, доступные, с адекватной стоимостью, энергоресурсы  –  это своего рода локомотив развития всей экономики и социальной сферы края. Очень бы не хотелось, чтобы «локомотив» стал «тормозом» для развития региона. Сегодня для решения проблем энергетики края требуется объединение усилий всех участников этого процесса.

Их профессиональная, энергичная позиция позволит получить результат в преодолении энергетических проблем.

 

Подготовила

Виолетта ВДОВЯК.