"Наглое" электричество

Для многих предприятий Забайкалья электроэнер­гия в 2011-м подорожала почти на 30% по отноше­нию к 2010-му. Порог рос­та энерготарифа в 15%, обозначенный правитель­ством России, был превы­шен в два раза. Чего ожи­дать в ближайшие полго­да, пытались разобраться представители обществен­но-консультативного сове­та при УФАС региона.

Дорогая электроэнергия яв­ляется тормозом для развития предприятий и Забайкалья в целом, отражается на благосос­тоянии рядовых граждан, дела­ет регион непривлекательным для инвестиций. По замечанию Сергея Белоногова, директора Дарасунского завода горного оборудования, рост энерготари­фа неизменно влияет на себе­стоимость   продукта,    который предоставляют забайкальские бизнесмены на рынок, делает его неконкурентоспособным.

Как заметил руководитель УФАС Забайкалья, Евгений Минашкин, удорожание электриче­ства для предприятий Забайка­лья происходит в основном из-за роста стоимости энергии и мощ­ности на оптовом рынке, который с 2011-го стал свободным. В на­шем регионе наблюдалось доми­нирование так называемых "вы­нужденных генераторов", элек­тростанций, у которых потребите­ли региона покупали энергию по заведомо высокой цене. Эта цена назначается федеральным центром, обеспечивает сущест­вование местных энергетиков. Без статуса "вынужденного гене­ратора" энергетики терпят убыт­ки. По правилам оптового рынка мощность генераторов, работаю­щих в "вынужденном режиме", продается внутри зоны свобод­ных перетоков (ЗСП), в данном случае в ЗСП "Чита".

Дороговизна электричества прэвдывается высокой стоимостью угля. Впрочем, почему на территории, богатой углем, он такой дорогой, необходимо разбираться дополнительно.

Влияет на цену электроэнергии и так называемое перекрестное субсидирование, когда одна группа потребителей (крупных), переплачивает за мелкий бизнес и рядовых граждан.

Население сегодня относительно защищено от дорогого эпектричества предельным уровнем роста тарифа, однако к 2014-му цена электроэнергии для промышленности и рядовых граждан может сравняться.

От представителей общественно-консультативного совета прозвучал ряд критических за­даний в адрес владельцев дного из главных энергопредприятий, "ТГК-14". Не понятно, эффективно ли осваивались средства от допэмиссии акций.

Возникают вопросы, что дела­ется ежегодно на средства, со­бираемые с забайкальцев?

— Идут большие ремонты на Улан-Удэнской ТЭЦ, а получа­ется, что за это рассчитывают­ся потребители Забайкальского края, — сделал замечание член совета Александр Суворов.

Досталось новому автотранс­форматору Читинской ТЭЦ-1, который был "предусмотрен" в тарифе.

  • Этот автотрансформатор так и остался в нашей оплате за электроэнергию? — интере­совался Сергей Белоногов. — Необходимо знать, что еще есть в тарифе, от какой суммы идет новое увеличение...
  • На мой взгляд, развитие энергетики за счет тарифа не­возможно. В энергетику нужно вкладывать десятки миллиар­дов рублей, никакой тариф этой проблемы не решит, — заметил член совета Анатолий Старос­тин. — Есть   несколько   законных способов привлечения ин­вестиций — дополнительная эмиссия, заемные средства, федеральная целевая програм­ма... Необходимо готовить про­екты развития безубыточной энергетики, доказывать, выхо­дить с инициативой.

Участники встречи назвали местные энерготарифы "нагло­стью" по отношению к забай­кальцам.

Полномочия регионального УФАС и региональной службы по тарифам в деле регулирова­ния цен ограничены. Правила оптового рынка определяет Мо­сква. Поэтому члены совета ре­шили обратиться в федераль­ный центр, в министерство энергетики, к руководству фе­деральной антимонопольной службы и федеральной службы по тарифам. Забайкальцы про­сят разобраться, почему так до­рого стоит электричество.

Виолетта ВДОВЯК.